06.12.2016 19:00
    Поделиться

    В Москве обсудят проблему кадров для инновационной экономики

    Цель форума обсудить проблемы подготовки кадров для создания в стране инновационной экономики. В его работе примут участие члены правительства, администрации президента, руководители крупнейших корпораций, институтов, ректоры ведущих вузов, высокотехнологичных компаний и предприятий. Чем объяснить такое внимание к этому, на первый взгляд, не самому громкому мероприятию?

    На недавнем Совете по науке и образованию при президенте РФ обсуждалась Стратегия научно-технологического развития России. По сути речь шла о переходе к "экономике знаний", о создании инновационной системы, которая превращает научные разработки в высокие технологии. Надо подчеркнуть, что эксперты во всем мире единодушны: высокие технологии - это особый тип бизнеса. Среди всех остальных именно он считается самым рисковым. Опыт показывает, что из десятков казалось бы перспективных проектов по-настоящему успешными оказываются единицы.

    Какие навыки и знания будут нужны экономике и обществу в XXI веке для достижения успеха и ответа на глобальные вызовы? Как готовить будущих инноваторов? Какие компетенции и образовательные технологии сегодня востребованы во всех отраслях? Эти вопросы станут темой обсуждения конгресса.

    Несомненно, в центре внимания будет один из "болевых" вопросов: как привлечь наш бизнес в подготовку кадров для инноваций? Кстати, ему не раз ставили в упрек, что он слабо занимается инновациями. Например, хорошо известны такие очень показательные цифры: в ведущих странах соотношение вклада в науку бизнеса и государства составляет 80:20, а у нас 20:80. Но вот что примечательно. Среди главных причин такого положения дел предприниматели называют острый дефицит квалифицированных кадров для инновационной экономики. Может ли наше образование собственными силами решить эту проблему?

    Cама фигура инноватора очень необычна. В одном человеке должно сочетаться вроде бы трудно совместимое - наука и бизнес

    - В инновационной цепочке несколько звеньев, - говорит член оргкомитета конгресса, первый заместитель генерального директора компании "Иннопрактика" Наталья Попова. - Среди них как минимум фундаментальная наука, стадия НИОКР, где создаются опытные образцы, и стадия внедрения разработок. Понятно, что инновация не может быть улицей с односторонним движением, всем надо идти навстречу друг другу. Конгресс и является той коммуникационной площадкой, где партнеры имеют возможность услышать доводы друг друга, выработать механизм взаимодействия. Решить проблему кадров для инновационной экономики можно только объединив усилия.

    То есть бизнес должен не только четко сформулировать, какие специалисты ему требуются, но и объяснить, как он сам готов участвовать в их подготовке. По словам Поповой, определенный опыт у ряда наших компаний уже есть. Они работают совместно с вузами, привлекают студентов для участия в конкретных проектах. Это им позволяет учиться не на абстрактных моделях, а окунуться в реальную среду. Но подобный опыт необходимо масштабировать, сделать системой. Как? Это еще одна тема для обсуждения на конгрессе.

    Вообще сама фигура инноватора очень необычна. В одном человеке должно сочетаться вроде бы трудно совместимое - наука и бизнес. Идеальный вариант - знаменитый Томас Эдисон. Но это своего рода дар, поэтому Эдисонов, увы, немного. Однако новые реалии формулируют запрос именно на таких людей с большим набором компетенций. Спрос рождает предложения. Тот, кто сумеет максимально быстро ответить на этот вызов времени, окажется среди лидеров экономики.

    На конгрессе их представит сессия "Национальные чемпионы". Дело в том, что в этом году в России появилась программа поддержки быстроразвивающихся технологических компаний - проект "Национальные чемпионы". Только за то, чтобы в нем участвовать, идет нешуточная борьба. Это право получают те, кто сумел попасть в рейтинг "ТехУспех", который составляется Российской венчурной компанией с 2012 года. Важно подчеркнуть, что все эти компании работают вполне успешно и даже увеличили свою инвестиционную активность, несмотря на общее падение основных показателей отечественной экономики.

    И конечно, даже очень успешные компании стремятся стать участниками приоритетного проекта "Нацчемпионы". На конгрессе будут выбраны 30 "счастливчиков". Дело в том, что государство намерено оказать им дополнительную поддержку, чтобы значительно ускорить их развитие до уровня значимых игроков на рынке. В итоге реализации проекта к концу 2020 года необходимо достичь следующих показателей: не менее 15 компаний должны в 4 раза увеличить объем высокотехнологичного экспорта; две компании - обеспечить объем продаж не менее 1 млрд долларов в год, и не менее 10 компаний - объем не менее 500 млн долларов в год.

    От первого лица

    На вопросы "РГ" ответил Виктор Садовничий, ректор МГУ, где проходит заседание конгресса.

    Соответствует ли современным вызовам нынешняя система образования?

    Садовничий: Российская система образования не утратила лидирующих позиций. Например, в международном рейтинге QS по востребованности выпускников работодателями МГУ занимает третье место в мире после Оксфорда и Стэнфорда, а в недавнем рейтинге QS BRICS 2016 мы тоже на третьем месте. Но нет предела совершенству. Не сомневаюсь, что российская система образования и впредь будет достойно отвечать на различные вызовы.

    Как совместить фундаментальные знания и умение решать сугубо прикладные задачи?

    Садовничий: Фундаментальные знания - это основа, которая позволяет увидеть разные междисциплинарные приложения. Прикладные задачи невозможно сформулировать без опоры на фундаментальные знания. Чтобы подготовить будущих выпускников к новым вызовам, есть много образовательных технологий. Например, в МГУ работают дистанционная платформа "Университет без границ", проектные школы "Ланат", "Воздушно-инженерная школа Cansat", научно-образовательный кластер "школа - колледж - вуз" по композиционным материалам. В этом году мы открыли Университетскую гимназию, где классно-урочная система сочетается с модульностью. Некоторые модули разрабатываются при участии потенциальных работодателей, которые вошли в состав Попечительского совета гимназии. Это инновационный научно-образовательный комплекс, где реализуются междисциплинарные и проектные формы обучения с применением разнообразных диагностических методов, проверяющих способность учащихся не только выполнять проекты, но и моделировать различные жизненные ситуации, опираясь на глубокие предметные знания. Кроме того, более 50 лет в МГУ работает Специализированный учебно-научный центр - школа-интернат имени А.Н. Колмогорова. Он подготовил около 2000 кандидатов наук, 200 докторов наук и 14 академиков. Многие ее выпускники возглавляют крупные бизнес-структуры, банки и госкомпании.

    Как вовлекать в подготовку кадров для инновационной экономики всех участников образовательной экосистемы?

    Садовничий: Это нам необходимо обсудить на нынешнем конгрессе. Развитие образовательных технологий и формирование современных компетенций - это общая задача представителей академического сообщества, работодателей и государства. Все заинтересованные стороны должны иметь возможность выслушать мнения друг друга, наметить пути решения общих задач. В спорах рождается истина.

    Поделиться