07.12.2016 20:22
Поделиться

Борис Гребенщиков отправился в тур по России с симфонической программой

Мелодии Бориса Гребенщикова, сочиненные им в 70-80-х на питерских флэтах, уже не одно десятилетие вдохновляют композиторов на их переработку и оркестровку в симфонические сюиты. Из значимого вспомним ораторию Андрея Микиты "Семь песен о Боге", исполнявшуюся в Большом зале консерватории, из более раннего - концерт акустического "Аквариума" с Ленинградским оркестром старинной и современной музыки Равиля Мартынова.

Программа БГ Symphonia, которая будет сейчас исполняться в разных городах России и с разными оркестрами, заметно отличается от предыдущих опытов автора песен со струнными и духовыми. "Мне хочется, чтобы то, что будет идти со сцены, показало мне самому какую-то новую вселенную", - говорил Гребенщиков перед премьерой программы в Израиле, и московская премьера БГ Symphonia доказала его стремление.

Концерт в московском Крокус Cити Холле оркестр "Глобалис", ведомый Саймоном Бассом, британским дирижером, давним соратником БГ, начал с пятиминутного инструментального вступления, полноценного, атмосферного, в котором проглядывали гребенщиковские мелодические ходы. Возможно, это даже была одна из тех инструментальных пьес, обещаных в новой программе (в концерте было еще несколько вещей без пения): по крайней мере, "Сирин, Алконост, Гамаюн" выглядел после вступительной пьесы отдельным номером.

В лирическую мелодию "Очарованный тобой", выстроенную по законам симфонической пьесы, скрипки добавили веса - а легкость в ней сохранилась благодаря порхающим проигрышам флейты Брайана Финнегана. В "Деле мастера Бо", как выяснилось, всегда не хватало виолончельной глубины, "Нога судьбы" раньше подзвучивалась скрипкой, но тут огромный зал заполнила пронзающая душу скрипично-альтовая драма с трубами. В сияющие дворцы из шлакобетона в "О смысле всего сущего" мы вплывали по перебираемым струнам арфы. Симфоническая аранжировка давала возможность подчеркнуть важнейшие моменты текста и музыки, аранжированные и проложенные симфоническими фрагментами, пением детского хора радио и ТВ России, она усиливала смыслы давно знакомых, к которым ты уже и прислушиваться перестал, строк.

Если не считать флейты Финнегана, без которой сегодня нет "Аквариума", и трубы приглашенного в проект Вячеслава Гайворонского, музыкантов "Аквариума" в общем звуке практически не было слышно: барабаны Лиама Брэдли на привычную звучность не вышли ни разу, почти пропали в оркестровой полифонии контрабас Александра Титова и гитара Алексея Зубарева. Это и вправду выглядело как-то по-новому: скрипки, виолончели, фаготы, играющие красивые, богато аранжированные инструментальные пьесы, пусть и со словами, перед ними - забитый, бурлящий и горящий экранами смартфонов танцпол, поддерживающий эти пьесы восторженным свистом...

"А теперь займемся тем, ради чего мы сюда пришли", - и смычки после этих слов БГ задвигались туда-сюда с удвоенной скоростью, начиная боевую джигу "Стаканы". В "Навигаторе", понятно, было не обойтись без виолончельного пиццикато, а какой же реггей "Желтая Луна" - да без валторн? И тут оркестру было уже, конечно, невозможно отказаться от рок-барабанов и соло-гитары.