С писателями не расставайтесь

Рецензия 07.12.2016, 16:30 | Текст: Алексей Литовченко

Уже немолодая, но еще далеко не "у граций в отпуску" женщина Сьюзан, владелица собственной художественной галереи и супруга богатого бизнесмена, получает однажды посылку от бывшего мужа Эдварда, своей первой любви. В посылке - книга и письмо с текстом приблизительно такого содержания: "Здравствуй, моя экс-зазноба, я вот книжку написал, почитай и давай как-нибудь пересечемся, кофе попьем". Сьюзан открывает рукопись, а там…

Там - леденящий душу триллер определенного и довольно популярного жанра. Семья (мама, папа, дочка) едет по пустынной ночной дороге Техаса и натыкается на "соломенных псов", которые устраивают им "забавные игры" с фатальными последствиями. Впрочем, вечный сюжет о первобытном ультранасилии быстро преображается в другой, не менее вечный - о мести. А параллельно экранизации вымышленного романа точно так же преображается и основная часть фильма.

На первый взгляд может показаться, что "Под покровом ночи" - кино о жестокости и расплате. Но на самом деле оно о жестокости и расплате иного рода. И не только о них. Том Форд погружается в такие пучины ада человеческой натуры и делает это настолько ловко и красиво, что непонятно, какого черта он раньше занимался дизайном дорогого шмотья вместо того, чтобы снимать. Да, если вы не знали, этот Том Форд - тот самый Том Форд, у которого бутики, одеколоны и аксессуары за много денег. А Nocturnal Animals - его второй фильм.

Надо заметить, прошлое кутюрье если и сказывается на его новой деятельности, то исключительно благоприятно. Костюмы гармонично дополняют образы персонажей, а безупречное чувство стиля помогает ему виртуозно использовать некоторые чисто художественные решения в качестве инструментов повествования: например, яркие цветовые пятна образуют рифмопары, с помощью которых две отдельные истории связываются в одну. Что очень важно, поскольку цельность - определяющее качество картины и часть ее основной идеи одновременно. Эдвард с помощью книги о своем альтер-эго Тони рассказывает собственную историю убийства любви и искупления, призванную шокировать читателя, вывернуть его сознание наизнанку. Причем читателя - не в синекдохическом, а в самом буквальном смысле. 

Мнимая непохожесть, противоречивость двух линий и их реальная тесная связь, которая в финале превращается в тождество, иллюстрирует применимость закона о единстве противоположностей к человеческой психике. В человеке, как известно, есть все, и это все постоянно находится в движении, перетекая друг в друга в зависимости от различных обстоятельств, зачастую не самых приятных, и еще чаще - против воли субъекта. Героиня Эми Адамс Сьюзан больше всего на свете мечтала не быть похожей на мать. Герой Джейка Джилленхола - провести жизнь с героиней Эми Адамс. Персонаж Майкла Шеннона, второстепенный, но, как обычно, блистательно исполненный - охранять закон. Но обстоятельства, бессердечные, бездушные, персонифицированные в образах "ночных животных", как всегда все испоганили.

Какие обстоятельства побудили Тома Форда переквалифицироваться из портных в киноделы - неизвестно, но на новой стезе его прогресс впечатляет. Первый фильм, "Одинокий мужчина", был симпатичной, но скучноватой гей-драмой, зато уже "Под покровом ночи" возносит его до таких высот, куда добираются очень немногие. Он так лихо совмещает эстетский визуальный ряд, глубокий психологизм, на отлично отрабатываемый первоклассными актерами, и захватывающий сценарий, что если не заглядывать в "Википедию", в жизни не угадаешь в нем вчерашнего дебютанта. Даже страшно становится - что дальше-то будет.

4.5

Добавьте RG.RU 
в избранные источники

Читайте также