За 11 лет существования "поезд" исколесил всю Россию: был на Дальнем Востоке и в Калининградской области, на Урале и в Поволжье, в Сибири и в Крыму. За это время родителей обрели более 3500 детей. В этом году "поезд" совершил 21-ый рейс и побывал в Челябинской области, где родителей ждали более 3000 детей-сирот. Участниками рейса стали семьи из Москвы и Московской области, Тюмени и Сургута, Краснодарского края, Республики Адыгея.
Кто может стать "пассажиром поезда"? Как не пройти мимо своего ребенка? Почему первая встреча самая трудная? Об этом корреспондент "РГ" поговорила с руководителем и автором проекта Инной Зотовой, продюсером проекта, заместителем директора ГРК "Радио России" Георгием Москвичевым и заместителем руководителя проекта Ольгой Резюковой. Все участники разговора родители-усыновители.
Как появился "Поезд надежды"?
Инна Зотова: Однажды на мою почту пришел спам: фотография с надписью: "Помогите ребенку!". И в ближайшую субботу состоялась моя первая поездка в Орел. Сначала очень добрая женщина рассказывала о том, что у них в доме ребенка живут 120 детей, у которых шансов оказаться в семье предельно мало, что за прошлый год забрали только 5 детей. Эта цифра меня повергла в шок. И в понедельник я пришла к директору "Радио России" Алексею Абакумову с предложением делать передачу. "Записывай пилотный выпуск, а дальше поглядим", - сказал он… И появилась радиопрограмма "Детский вопрос". Одним из первых героев стал мальчик из того самого дома ребенка. Мы устраивали его весь год и никак не могли этого сделать. Время шло, ребенка уже должны были переводить в детский дом, а это достаточно тяжелая история для трехлетнего малыша. И от безысходности, буквально накануне переезда ребенка в другое казенное учреждение, мы бросили клич: "Родители, у кого есть готовый пакет документов! Попробуем сделать в доме ребенка День открытых дверей". Нас поддержали в орловском отделе опеки, откликнулись родители… Это и был первый рейс нашего "Поезда надежды". Тогда мы нашли семьи не только для того малыша, которого пытались устроить, но и многим другим ребятам. А самое главное - наши коллеги, отработав с нами этот день, организовали у себя на региональном телевидении рубрику, где рассказывали о детях из этого же дома ребенка. Процесс пошел!
Сейчас уже известно, куда отправится "поезд" в новом году?
Инна Зотова: Европейская часть нашей страны нами уже освоена, поэтому будущей весной мы едем за Урал, туда, куда не так часто ступает нога усыновителей. Там много сирот, в том числе - наименее востребованные дети: подростки, братья-сестры, ребята с проблемами по здоровью. И мы надеемся быть для них шансом найти родителей.
На какие родительские вопросы вам чаще всего приходится отвечать?
Георгий Москвичев: "Как мы поймем, что этот ребенок - наш?" Я отвечаю: это какая-то совершенно космическая история. Неважно, что вы настроились, что делаете это сознательно. Мне тоже казалось: я такой опытный, много раз бывал в детских домах и, скорее всего, выбирать буду сознательно, через мозг, через разум. Наверное, это будет девочка… В итоге я увидел совсем другого ребенка, и сердце сказало: он. И все.
Ольга Резюкова: Первая встреча самая важная. Это очень интимное и трудное мероприятие. Действительно, сердце должно екнуть. Представьте, привели ребенка, поставили посреди комнаты, тут же стоят 33 тети, сотрудницы детдома (всем же интересно), да еще из опеки пришли. Ребенок в ступоре, не может ни сказать, ни сдвинуться с места. Будущим родителям тоже страшно. Потому что важно, как мы говорим, найти своего и не взять чужого. Это самое главное. По сути, это профилактика возврата. Для начала должен быть какой-то контакт с этим ребенком. Например, девочке можно принести заколки для волос и сказать: "Давай сделаем прическу кукле или тебе". Все это очень нежно и хрупко. И ребенок может испугаться и расплакаться, и родители не почувствовать, что это их ребенок. Это самое страшное - пройти мимо своего ребенка.
Вы тоже мама-усыновитель…
Ольга Резюкова: Я уже так давно мама-усыновитель, что уже дважды бабушка, у меня две внучки (смеется).
Вы помните свою первую встречу?
Ольга Резюкова: Конечно. У меня не было мужа, поэтому я искала ребенка не младше трех лет, чтобы его можно было определить в детский сад: мне нельзя было сидеть в отпуске по уходу, нужно было зарабатывать деньги. Когда я приехала в дом ребенка, мне сказали, что нужно было приезжать вчера, сегодня всех детей уже увезли в детский дом. "Правда, - говорят, - у нас остались две девочки. Если хотите… Только сразу вас предупреждаем, она маленькая". Я им объясняю: "Вы не поняли, мне маленькую не нужно, мне надо старше трех лет". - "Нет, - говорят, - это вы не поняли, она маленькая ростом". Мы зашли в группу, дети играют, она в уголочке. Я сначала думала, что она сидит: такая она маленькая была. Дюймовочка. Подвели ее ко мне: "Леночка, иди к тете". Посадили мне на колени, она что-то начала калякать в блокноте. Нянечки наперебой нахваливали, какая она молодец, просили: "Скажи, это - яблоко". А она сидела и вообще ничего не говорила. То есть ребенок явно отставал не только в физическом развитии, но и в умственном. Мы "пообщались", нянечки ее отправляют к деткам играть, а Леночка не хочет уходить. Вцепилась в мою кофту, пришлось разжимать ей пальцы. Можете представить, что я в этот момент чувствовала? Прошло уже 27 лет, я до сих пор вспоминаю с содроганием. Мы вышли из группы, мне говорят: "Пойдемте вторую девочку смотреть". Я сказала: "Нет. Больше никуда не пойду". Вот так Леночка стала моей дочерью. Потом мне все говорили: "Ну надо же! Как тебе удалось найти похожую на тебя дочку? Прямо копия твоя!" И никто не верил, что я не ходила, не искала и не выбирала… Потому что, по сути, выбрали меня.
Многие жалуются, что у вас очень жесткий отбор. Что нужно, чтобы стать пассажиром "поезда"?
Георгий Москвичев: Во-первых, должен быть полный пакет документов, среди которых обязательное заключение о возможности быть усыновителем или опекуном. Во-вторых, люди должны ехать не за маленькой здоровой трехлетней блондинкой с голубыми глазами. А все-таки (такое условие у нас было в последнем рейсе) - за детьми, которым трудно найти семью. Это либо школьники-подростки, либо дети с братьями и сестрами, либо дети, имеющие проблемы со здоровьем, то есть - инвалиды.
Ольга Резюкова: Когда мы готовились к челябинскому рейсу, нам поступило около 150 заявок, и больше 100 сразу пришлось отмести, потому что потенциальные родители хотели маленьких, здоровеньких, красивеньких деток, которым, в принципе, не надо долго искать семью, их и так разберут, без нашей помощи. А дальше уже субъективный отбор. Во-первых, мы сразу предупреждаем, что придется общаться с журналистами, а это устраивает не всех. И второе - семья должна быть интересной для нас, с какой-то своей историей, все-таки проект у нас журналистский.
Во что обходится поездка участникам рейса?
Георгий Москвичев: Родители не платят за поездку ничего. Это не родительский туризм. Поскольку это проект журналистский, родители, если можно так выразиться, расплачиваются своими историями. Поэтому мы подчеркиваем, что наш "поезд" - это не туристическая поездка в детский дом, или - чтобы посмотреть область. Она устраивается ради того, чтобы еще раз обратить внимание на детей, которые находятся в детских учреждениях, и рассказать о них. Рассказать не только о тех детях, которых забирают с собой участники "поезда", но и о тех, которые там остаются. Именно поэтому мы просим родителей активно работать с коллегами из СМИ. Так что "Поезд надежды" для родителей это работа, а не туристическая поездка.
Какой из рейсов "поезда" вам запомнился?
Георгий Москвичев: Запомнились все, но я бы выделил поездку в Орел. Это была осень 2005-го года - время, когда на эту тему еще мало говорили, мало писали, а постоянных журналистских проектов вообще не было. И, конечно, первая поездка была самая яркая. Мы ездили одним днем. Рано утром уехали на автобусе из Москвы, поздно вечером вернулись. Для нас и первых шести семей, которые с нами поехали, это было что-то новое и неизведанное. Это сейчас у нас много помощников, служба сопровождения, а тогда ничего не было. Еще можно выделить рейс, когда "Поезд надежды" впервые обрел крылья: это был 2008 год, нас поддержал наш авиапартнер, и мы высадились большой командой в Иркутске.
Как выбирается конечный пункт следования?
Инна Зотова: По-разному. Бывает, что в базе данных конкретного региона много детей. Бывает, что регион старается, а результат все равно не тот, на который рассчитывали. В экономически продвинутых регионах процесс устройства детей в семьи идет легче, в проблемных семьи найти тяжелее. Поэтому мы выбираем регион в зависимости от ситуации: где наша помощь нужнее всего. "Поезд надежды" это не просто - собрались, кликнули народ и дружно поехали. Это очень серьезная работа. За два-три месяца до приезда мы работаем с регионом, едем в командировки, смотрим, где особенно нужна наша помощь и какая. После подписания соглашения с регионом в эфире радиожурнала "Детский вопрос" и на сайте deti.radiorus.ru появляются рассказы о детях. Начинают приходить заявки, и надо сказать, что сейчас люди присылают заявки, уже не дожидаясь нашего клича. И мы, и будущие приемные родители, и принимающая сторона (региональные чиновники) - все готовятся очень серьезно. Ну а дальше уже не от нас зависит. Одно дело знакомство по видеороликам и фотографиям, и совсем другое - очная встреча. Окажется ли ребенок таким, о каком мечталось? И захочет ли он сам поехать в ту семью, которая приехала с ним знакомиться? Почему одного воспитанника детдома можно принять в семью, а другого - нельзя? Правда ли у ребенка есть все те диагнозы, которые написаны в медицинской карте, и какие из них страшные, а какие - не очень? Как все-таки найти своего ребенка и не взять чужого? Все это очень непросто, но участникам рейса всегда готова помочь служба сопровождения "Поезда надежды" - психологи, юристы, врачи. Однако задачи "поезда" шире, чем помощь нескольким семьям. Чтобы помочь и остальным детям региона, чтобы их как можно скорее заметили новые родители, мы обновляем портреты детей в региональном и федеральном банках данных о детях-сиротах: в каждом рейсе делаются сотни профессиональных фотографий!
А во сколько это обновление обходится региону?
Георгий Москвичев: Это совершенно бесплатно. В нашей стране очень много бескорыстных людей, которые готовы помогать сиротам. Уже много лет с нами сотрудничает фотограф-профессионал Владимир Песня, откликаются и его коллеги, живущие в самих регионах. В некоторых городах силами волонтеров (профессиональных операторов) удалось снять также немало видеороликов о детях, которым нужны родители.
Инна Зотова: Кстати, после нашего отъезда из региона работа с ним не прекращается: мы продолжаем рассказывать о ребятах в эфире и на сайте, детские анкеты пополняются замечательными фотографиями. И практика показывает, что эти усилия не пропадают даром: ребят действительно быстрее забирают в семьи! Так что "Поезд надежды" - это не акция. Это очень кропотливая и планомерная работа, которая идет уже 11 лет.
Сергей Шаргунов, писатель, депутат ГД:
- Когда мне предложили прийти на Белорусский вокзал, чтобы проводить очередной рейс "Поезда надежды", я тут же согласился, отменив все дела. Мне очень жаль, что о таком важном деле так мало говорят в СМИ. У нас в России достаточно благородных граждан, которые хотели бы взять любого, не только маленького и здорового, осиротевшего ребенка. И мне кажется, одна из задач парламентария - сделать так, чтобы дети обрели родителей. Счастье, что есть такая история как "Поезд надежды", когда у всех на виду дети обретают родителей. "Поезд" едет и надо помнить, что на каждом полустанке стоит ребенок, который ждет свою маму.
Ольга Баталина, член Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций:
- Дорогие родители, это так волнительно - снова провожать "Поезд надежды"… Вы не просто поможете детям, которые обретут семью, потому что люди добрые, хорошие, есть везде. Но для того, чтобы они сделали шаг навстречу детям, нужен маленький-маленький толчок, нужен чей-то пример, нужно, чтобы кто-то вырвал их из повседневности, из обыденности, и сказал, что есть еще рядом очень важное дело - дети, которые остались без родителей. "Радио России" начинало заниматься этой темой, когда ею не занимался никто, и ведет ее уже больше 10 лет. Я желаю доброй дороги "Поезду" и всего самого хорошего детям, которые ждут своих родителей!
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ".