07.12.2016 20:55
    Поделиться

    В Зауралье оценили налоговые льготы для бизнеса

    По статистике регионального управления ФНС России за 2015 год, федеральными льготами по налогу на имущество пользуются 828 из 15 474 юридических лиц. Сумма преференций оценивается в 454 миллиона рублей. А региональные льготы получают лишь 14 налогоплательщиков - в основном предприятия, реализующие инвестпроекты, и технопарки. Сумма выпадающих доходов оценивается в 75,8 миллиона рублей. По земельному налогу федеральными льготами пользуются 530, а местными - 174 плательщика, в основном образовательные учреждения. Бюджеты недополучили из-за этих преференций 30,1 и 3,1 миллиона рублей соответственно.

    Что касается индивидуальных предпринимателей, здесь счастливчиков тоже немного: из 17 405 ИП, стоящих на учете, льготную ставку налога на имущество имеет 231 (они находятся на спецрежимах), казна недосчиталась 14,5 миллиона рублей. Региональным законом о нулевой налоговой ставке воспользовались 68 ИП, из которых 48 применяют упрощенную, остальные - патентную систему.

    Если приплюсовать к перечисленным льготы по транспортному налогу, пониженные ставки для налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения и реализующих инвестпроекты, то в целом бюджеты всех уровней недополучили за год порядка 700 миллионов рублей - для небогатого региона солидная сумма. А есть еще льгота по налогу на прибыль, ряд неналоговых послаблений для бизнеса. Какова же отдача от этих преференций и есть ли объективная система ее оценки? Этим вопросом задались члены общественных советов при региональном управлении ФНС и при бизнес-омбудсмене и привлекли к участию в дискуссии чиновников и депутатов.

    По мнению начальника отдела доходов, финансовой и налоговой политики областного финуправления Татьяны Махниной, чтобы получить реальную картину, нужно оценить деятельность налогоплательщиков на всей территории России, поскольку многие из них входят в состав консолидированных групп или являются структурными подразделениями компаний, которые находятся в одном регионе, а зарегистрированы в другом. А ведь в каждом субъекте РФ своя система льгот, поэтому и универсальной методики оценки их эффективности не существует.

    Если численность работников не снижается, заработная плата и объем производства увеличиваются, да еще основные фонды приросли, то мы считаем использование налоговой льготы эффективным

    - Проводимая нами совместно с налоговой службой оценка, к сожалению, ограничивается только набором экономических и производственных показателей. Если численность работников не снижается, заработная плата и объем производства увеличиваются, да еще основные фонды приросли, то мы считаем использование налоговой льготы эффективным, - рассказала Татьяна Махнина. - Вообще преференцию, предоставляемую за счет регионального бюджета, нужно рассматривать как кредитование той или иной сферы.

    А вот заместителя руководителя УФНС Александра Терентьева больше волнует, что предприниматели не слишком активно пользуются льготами - возможно, просто не знают о них. Например, для малого бизнеса ввели налоговые каникулы, однако оживления что-то не заметно.

    Председатель комитета по экономической политике облдумы Евгений Кафеев считает, что лучше всего посмотреть, как работает льгота, на конкретном примере. Взять курганский аэропорт. В свое время, чтобы спасти предприятие от банкротства, ему предоставили льготу по налогу на имущество. Сейчас воздушная гавань активно развивается, здесь даже планируют открыть международный терминал, хотя семь лет назад об этом и мечтать не могли.

    По мнению Кафеева, нужно и дальше расширять региональные преференции для бизнеса, что, собственно, уже делает Дума. Так, недавно был принят областной закон о снижении с 15 до 10 процентов налоговых ставок для отдельных категорий предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения. Он вступит в силу с 2017 года. Власти рассчитывают, что преференция вдохновит деловых людей на создание новых предприятий, модернизацию производства, а еще вернет домой предпринимателей, перебравшихся в другие регионы в поисках лучших условий для развития бизнеса.

    - Главное - мы убрали все ограничения, связанные с предоставлением этой льготы, - подчеркнул депутат. - Ведь чем больше условий, тем больше проблем не только у самого бизнеса, но и у налоговой инспекции, проверяющей льготников.

    Между тем региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Игорь Клепинин считает, что барьеры по "упрощенке" все же есть. Дело в том, что пониженную налоговую ставку установили только для производственников, а сфера услуг, к примеру, в этот закрытый перечень не попала, хотя в ней работает почти половина организаций малого и среднего бизнеса. Впрочем, федеральный минфин требует от местных властей определить приоритетные направления, а не раздавать льготы всем подряд. В то же время и от бизнеса пока не поступило ни одного предложения по корректировке перечня льготников.

    мнение

    Сергей Товстыга, заместитель директора по экономике и финансам семеноводческого предприятия:

    - Если говорить о налоговых льготах, то раньше региональное законодательство, и не только в Курганской области, но и по всей стране, было ориентировано в первую очередь на поддержку инвестиционных проектов. В результате льготами смог воспользоваться только узкий круг налогоплательщиков - в основном крупный бизнес. Сейчас акценты сместились на поддержку производственных предприятий, которые формируют внутренний валовый продукт и дают работу жителям области. А это в основном организации малого и среднего бизнеса. Эффективность льгот по "упрощенке", которые начнут работать с нового года, мы сможем оценить только в 2018-м. Но уже сейчас ясно, что направление правильное. Надо поддерживать тех, кто работает, а не тех, кто обещает приехать и вложить миллиарды. Да и крупных перспективных проектов пока не видно, к тому же для них есть свои законы, их никто не отменял.

    Поделиться