Новости

07.12.2016 21:27
Рубрика: Общество

Гамлет окраин

Ушел из жизни режиссер Валерий Белякович
Эта горькая утрата произошла внезапно, на 67-м году жизни у режиссера, как говорят, оторвался тромб. И, конечно, как бывает с такими несправедливо ранними уходами, хочется найти предзнаменования, знаки судьбы и тайные причины происшедшего.
Незадолго до внезапной смерти режиссер успел вернуться в свой родной театр на Юго-Западе. Фото: photoxpress Незадолго до внезапной смерти режиссер успел вернуться в свой родной театр на Юго-Западе. Фото: photoxpress
Незадолго до внезапной смерти режиссер успел вернуться в свой родной театр на Юго-Западе. Фото: photoxpress

Особенно когда это человек с обаянием, энергией, шармом, заразительностью и жаждой работы, как Белякович. Все списки поставленных им спектаклей окажутся неполными, потому что их было множество! Он не хотел останавливаться ни на мгновение и ставил, ставил, ставил - в Москве, по всей стране, по всему миру. С тех пор как в 1977 году, на волне мощного студийного движения в СССР, он создал Театр на Юго-Западе, который стал символом и одним из самых ярких явлений эпохи, названной по случайности "застоем".

В маленьком, с черными стенами подвальчике, ставшем для кого-то "Таганкой окраин", а для кого-то самым что ни на есть центром яростного театра, он покорял все новых и новых зрителей, становившихся его преданными поклонниками. Виктор Авилов - главное лицо этого театра - вдавливал своей энергией в кресла, точно при запуске космического корабля. Глядя на неистовство его Гамлета, начинало казаться, что улетевшая от нас душа Высоцкого все же оставила свой след там, в черном подвальчике на "Юго-Западной".

Как многие властители дум и сердец 70-80-х годов, он пережил полную смену пейзажа и в каком-то смысле тоже был "сброшен с корабля современности". Его по-прежнему любила публика, ему удавалось ее приручить с помощью своего мощного, даже мускулистого театрального языка, в котором всегда чувствовались самые что ни на есть демократические истоки. Он ведь родился еще дальше, чем юго-западная окраина Москвы, в рабочей семье. Он нес в себе эту почти народную веру в силу театра, энергию прорыва вверх из самых низов. Потому его и любила самая простая публика. Он не менялся с течением лет, не встраивался в новые эстетические волны, но это он, едва ли не впервые в России, в конце 90-х поставил Dostoevsky-Trip Владимира Сорокина. Это он воспитал актеров особой, яркой, площадной, но и очень рафинированной природы: Виктор Авилов, Валерий Афанасьев, Олег Леушин, Алексей Ванин, Анатолий Иванов, Вячеслав Гришечкин, Карина Дымонт...

Белякович ставил во МХАТе им. Горького, возглавил и провалил два сезона в Московском театре им. Станиславского. Ему было явно неуютно в центре столицы.

Театр его с годами становился все дальше от новых дорог, но он не устраивал демонстраций протеста. Только становился, кажется, все более опустошенным...

Неделю назад он выпустил у себя на Юго-Западе премьеру "Макбета" и сам сыграл роль Дункана, убитого Макбетом короля. Черная тень зловещей пьесы не обошла его. Он так и не успел поставить "Короля Лира" - пьесу об утраченном мире.

Общество Утраты
Добавьте RG.RU 
в избранные источники