Согласно версии, принятой в первом чтении, к заключенным разрешено было применять спецсредства (резиновые палки, электрошокеры, светошокеры) в случае нарушения режима содержания. Также документ предусматривал применение силы "при исполнении обязанностей по конвоированию", разрешал использование служебных собак и водометы.
Это вызвало возмущение правозащитников, которые опасались возможных злоупотреблений со стороны сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Ко второму чтению решено исключить норму, позволяющую сотрудникам ФСИН применять физическую силу к заключенным за нарушение режима содержания. Депутаты также ввели ограничения при применении специальных средств, особенно электрошокеров, а также установили единые правила применения резиновых палок по аналогии с принятыми в других силовых структурах.
Первый зампред комитета Эрнест Валеев назвал эту поправку крайне серьезной и отвечающей на беспокойство правозащитников.
Другие поправки ко второму чтению предусматривают "возможность своевременного оказания медицинской помощи в случае причинения каких-либо телесных повреждений в случае применения физической силы или спецсредств в отношении осужденных", продолжил Валеев. Также оговорена возможность "своевременной фиксации повреждений медиками", добавил депутат.
"И предусмотрели, когда есть такая техническая возможность, чтобы применение силы и спецсредств фиксировалось бы на видеорегистратор", - сообщил он.
Предлагалось даже разрешить применение силы лишь в том случае, когда была бы возможна видеорегистрация, но идея не была одобрена, ведь это "лишило бы вообще возможности противодействия преступным действиям", пояснил первый зампред комитета.
В Министерстве юстиции поправки поддержали.
Глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев ("ЕР") добавил, что спецсредства, согласно поправкам, будет разрешено применять для пресечения неповиновения или противодействия со стороны осужденных и лиц, заключенных под стражу. Причем только в случаях, когда они связаны с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица.
Силу, спецсредства, а также огнестрельное оружие сотрудники уголовно-исполнительных инспекций смогут применить в целях самообороны и противодействия преступлениям, отмечается в поправках.
Что касается огнестрельного оружия, то сотрудник не сможет его применить при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Также, отметил Пискарев, законопроект дополнен положением, уточняющим, что сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственность за вред, если применение силы было признано правомерным.