Кстати, ужесточают условия не силовики, а медики. "Российская газета" публикует приказ Минздрава России "О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных и их метаболитов". По сути, это - детальное описание механизма освидетельствования человека на право владения оружием. В результате число медицинских исследований увеличено.
При прохождении медосвидетельствования обязательным станет химико-токсикологическое исследование на наличие в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов - опиатов, кокаина, барбитуратов и прочей гадости. Исследования будут проводиться в наркологических диспансерах и других государственных и муниципальных учреждениях.
И еще. Изменились требования к медицинским организациям, проводящим медосвидетельствование и осмотры специалистов. Теперь такой осмотр должен проводиться в государственной или муниципальной медицинской организации по месту жительства или пребывания.
В очередной раз правительство России уточнило список заболеваний, при которых нельзя владеть гражданским оружием. Есть две группы заболеваний, при которых категорически запрещено обладание оружием: любые психические расстройства и заболевания глаза и его придаточного аппарата. Что касается пациентов окулиста, то тут все просто: речь идет о людях, которые практически ничего не видят - у кого потеря зрения на 70 процентов, не помогают линзы и очки.
Впрочем, такой человек вряд ли и сам пожелает приобрести охотничье ружье или травматический пистолет - зачем ему ствол, если он мишень может только нащупать?
А вот разновидностей психических заболеваний, при котором нельзя брать в руки оружие, сразу семь. Тут и шизофрения, и умственная отсталость, и раздвоение личности.
Но есть и такие болезни, которые может выявить только врач, да и то не сразу.
Например, расстройства настроения, невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства и расстройства личности и поведения в зрелом возрасте. То есть эти заболевания не всегда очевидны, они могут приобретаться человеком из-за каких-то жизненных обстоятельств и проявляются далеко не сразу.
Скажем, бывший солдат, пожарный, полицейский, водитель, даже врач "cкорой помощи" вполне могут попасть в жуткую, стрессовую ситуацию. И у человека, что называется, "сносит крышу".
Причем он может быть вполне адекватен в момент прохождения медицинского освидетельствования и врач просто ничего не заметит. Более того, этот человек может получить стресс и последующее заболевание уже после законного приобретения оружия.
Практика свидетельствует, что врачи не особенно пристально всматриваются в людей, уже владеющих не менее пяти лет чем-то стреляющим. Логика понятна: ну, раз за это время ничего не произошло, - человек вполне адекватен.
Увы, известны десятки случаев, когда вполне вменяемые с виду люди открывали вдруг огонь по близким, соседям, прохожим, проезжающим автомобилям.
Причем далеко не всегда эти стрелки были пьяны или, что называется, напичканы наркотиками.
Придя в себя, они зачастую не помнят, что случилось - "вдруг что-то нашло".
Во Франции боевое автоматическое оружие не купить ни при каких условиях. Запрещено законом. Ну а пистолет? Конечно, можно зайти в оружейную лавку и присмотреть себе, скажем, "Глок", но чтобы он стал вашим, придется здорово попотеть, ибо для этого требуется особое разрешение префектуры. Эта структура представляет центральную власть на местах и относится к министерству внутренних дел. Но прежде чем туда отправиться, гражданину следует записаться в один из клубов Французской стрелковой федерации. Все они официально зарегистрированы и имеют соответствующие разрешения от МВД.
Для того чтобы стать членом стрелкового клуба, французу должно быть не менее 21 года. Он обязан предоставить справки о том, что, во-первых, психически здоров, во-вторых, что у него нет судимостей сроком более чем на три месяца. Если все документы приняты, претендент на пистолет обязан в течение полугода активно участвовать во всех мероприятиях клуба. Делается это для того, чтобы бывалые стрелки смогли как следует разобраться, с кем имеют дело, а в нынешних условиях террористической опасности они делают это с удвоенным вниманием. Только потом можно попросить их составить рекомендательное письмо, без которого все остальные демарши бесполезны.
Когда желанная рекомендация получена и отнесена в префектуру, там личность просителя изучают с особым пристрастием в течение трех месяцев. Если ответ положительный, то его уведомят письменно, и вскоре чиновник префектуры вручит искомый документ, с которым можно смело отправляться в оружейную лавку. При отказе бессмысленно обивать порог присутственного места, требуя объяснений. Причины могут быть разными, но власти не обязаны их раскрывать.
Став владельцем пистолета или карабина, француз не должен расслабляться. Будучи членом стрелкового клуба, он обязан его регулярно посещать, проводить контрольные стрельбы, которые регистрируются в специальном журнале. Для ношения оружия нужна особая лицензия, а ее выдают лишь в исключительных случаях. Что касается охотничьего ружья, то для его покупки надо вступить во Французскую ассоциацию охотников, что также дело непростое. Необходимо сдать сложные экзамены, предоставить те же справки, что и в вышеупомянутом случае, а затем с паспортом и членским билетом явиться в магазин. Причем для приобретения некоторых видов охотничьего оружия понадобится разрешение все той же префектуры.
В Германии частным лицам вообще запрещено покупать, носить и хранить оружие дома, а также появляться с заряженными пистолетами в общественных местах. Этой прерогативой пользуются лишь представители определенных профессий, например, сотрудники инкассовых фирм или телохранители важных лиц. Для этого они должны обладать специальным удостоверением. Тем не менее в стране то и дело раздаются призывы к ужесточению оружейного законодательства. Как рассказал "РГ" берлинский эксперт по оружейному праву Торстен Хиппе, в 2009 году, после кровавого преступления, совершенного школьником Тимом К. в городе Винненден, подобные требования также звучали. Ведь ученик застрелил 15 человек, в том числе учителей своей гимназии, а также самого себя из пистолета, который хранился дома у его отца, занимавшегося в свободное время спортивной стрельбой. Спортивным стрелкам можно хранить оружие в специальном закрытом шкафу дома. Они имеют право носить незаряженные пистолеты и винтовки. Однако им запрещено появляться с оружием в общественных местах. Всем спортивным стрелкам выдается карточка на право хранения оружия после того, как они прошли соответствующую проверку. Хранить и использовать заряженное длинноствольное оружие вне спортивного клуба разрешается также охотникам, однако также после сдачи специального экзамена и прохождения официальной проверки, получения официального разрешения и, конечно, в закрытом сейфе. Все оружие частных лиц должно быть зарегистрировано в полиции.
В Польше разрешение на владение оружием может получить тот, кто, в соответствии с местным законодательством "представит важную причину" и "не представляет угрозы для самого себя, общественного порядка и безопасности". Такие разрешения выдает полиция. По состоянию на 2013 год в Польше было зарегистрировано около полумиллиона единиц оружия, причем больше половины - охотничьего.
В США cамый очевидный способ приобрести "ствол" - отправиться в лицензированный оружейный магазин или ломбард, которых по стране насчитывается около 63 тысяч - от крупных супермаркетов до небольших семейных лавок. Федеральное законодательство обязывает продавцов оружия осуществлять проверку покупателя. Как правило, этот процесс занимает лишь несколько минут. Покупатель заполняет анкету с указанием имени, адреса, места рождения и гражданства, отвечает на несколько вопросов о наличии криминального прошлого или ментальных заболеваний. Продавец через компьютерную систему или по телефону запрашивает информацию у правоохранителей, которые "пробивают" данные покупателя по специальной базе данных. Иногда ФБР требуется больше времени, но если на это уходит больше трех дней, закон разрешает продать оружие без завершения проверки. В "черный список" тех, кому отказывают в приобретении оружия, входят осужденные, тюремные беглецы, наркозависимые, отказавшиеся от американского гражданства и несколько других категорий. Отказы составляют около 1 процента от всех проверок.
Продавцы обязаны вести учет о сделках с оружием, но единой базы для таких данных в США нет. Более того, законодательство запрещает федеральным властям создавать базы данных владельцев оружия или реестры сделок с ним. На федеральном уровне обязательно регистрировать только отдельные виды оружия, например, пулеметы или "стволы" с глушителями. Наличие лицензии обязательно для приобретения любого или отдельных типов оружия только в 14 штатах.
Подготовили Вячеслав Прокофьев (Париж), Анна Розэ (Берлин), Ариадна Рокоссовская, Игорь Дунаевский (Вашингтон)