Премьера фильма Владимира Познера "Шекспир. Предостережение королям...",
11 декабря, 23.40, Первый канал.
В 2016 году весь мир отмечал 400-летие со дня смерти Шекспира. Не мог остаться в стороне и известный тележурналист Владимир Познер, для которого язык Шекспира - английский - такой же родной, как и русский. Он снял документальный фильм с элементами художественного: в фильме есть актеры, которые играют небольшие фрагменты из произведений Шекспира. Но все-таки Познер, как автор, считает, что по жанру картина - документальная. Съемки проходили в Лондоне, где жил и играл Шекспир, а также в Стратфорде-апон-Эйвоне, где он родился и умер. Среди актеров, у которых брали интервью для фильма, например, Кейт Бланшетт, Джозеф Файнс и его старший брат Рэйф Файнс.
"Вместе со съемочной группой мы сделали фильм о Шекспире. Но не о Шекспире вообще, поскольку это была бы гигантская задача. А о том, как Шекспир относился к власти и к властелинам. Поэтому такое название - "Шекспир. Предостережение королям", - рассказывает Владимир Познер. - Я бы не назвал себя знатоком Шекспира. Скорее, я - человек, который любит Шекспира и неплохо его знает. Я не являюсь шекспироведом, но знаю довольно хорошо его творчество, причем не только пьесы, но и сонеты, которые очень люблю".
"Снимая такой фильм, нужно очень глубоко влезть в биографию Шескпира, в его произведения, - продолжает Владимир Владимирович. - Я, например, выяснил, что Шекспир довольно часто брал уже написанные пьесы и потом просто видоизменял их, переписывал, оставляя нетронутым сам сюжет. Еще я выяснил для себя, насколько он умело критиковал власть во время, когда это было чрезвычайно опасно. В конце XVI века была абсолютистская власть, и ничего не стоило отрубить голову актеру, выступавшему с критикой. Тем более что актеры не считались сколько-нибудь важными персонами. И Шекспир ходил по очень тонкому льду, тем не менее он сумел высказать все, что хотел. А его современники не сумели. Кристофер Марло - замечательный поэт и драматург - был убит. Другой великий драматург Бен Джонсон трижды был отправлен в тюрьму. Было очень опасно. Это и сегодня опасно, но тогда был риск остаться без головы. И Шекспир необыкновенно умело это обходил. Он никогда не писал прямо о сегодняшнем дне. У него все пьесы о прошлом. Другое дело, что читаются они абсолютно как о настоящем.
Ни одно действующее лицо его пьес не является действующим лицом своего времени. Всегда это о ком-то, кто существовал на 100 или 150 лет раньше... А когда кто-то из героев вроде шута в "Короле Лире" говорит невероятно оскорбительные вещи в адрес короля, то ему это сходит с рук, потому что это говорит шут. Потому что к шуту относиться серьезно нельзя. То есть Шекспир находил удивительные приемы, чтобы сказать все, что хочет, но при этом остаться в живых".