О всем содержании доклада говорить пока рано, но известно, что это чрезвычайно информативный документ, в котором проанализированы все итоги гуманитарной деятельности, как российского МЧС, так и международных организаций по всему миру.
Причем итоги эти не во всем утешительные. Координация гуманитарных вопросов и организация практической помощи нуждается в существенном улучшении. Один лишь потрясающий по своей наглядности факт, о котором стало известно корреспонденту "РГ” перед выступлением российского министра: сейчас очень велика доля административных расходов гуманитарных организаций. По данным российских спасателей, она достигает 70 процентов. Это значит, что донорские силы и жертвователи в основном финансируют существование самих этих многочисленных организаций. Условно говоря, из каждых пожертвованных 100 долларов лишь 30 идет "на помощь голодающим детям”, а 70 долларов организации пускают на улучшение собственной инфраструктуры и существования.
При этом понятно, что без административных расходов гуманитарные миссии не смогут выжить и осуществлять свою деятельность, но учитывая постоянно возрастающую потребность бедных и воюющих стран в поставках гуманитарной помощи, можно понять, что что-то надо менять. В том числе, может, и оптимизировать административные расходы?
Это вопрос, конечно, дискуссионный. Но для того российские спасатели и встречаются со своими коллегами из международных гуманитарных миссий, чтобы обсуждать все, в том числе и самые острые вопросы.
Например, помнится, как российских журналистов, да и самих спасателей поразил один факт. В недавней поездке в Женеве главе МЧС России Владимиру Пучкову в штаб-квартире общественной организации Красного креста и Красного полумесяца показали макет нового строящегося административного здания этой организации. Наш министр взглянул на шикарный комплекс, который даже в игрушечном виде впечатлял своими размахами, и первым делом спросил: сколько это стоит? Ответ был: 50 миллионов долларов.
Организация Красного Креста и Красного полумесяца существует на частные пожертвования. Не надо ее путать с международным Красным Крестом. И понятно, что каждый из жертвователей рассчитывает на то, что любая сумма пойдет на закупку продовольствия и лекарств.
Но улучшение координации и организации международной гуманитарной помощи не единственная проблема. Не менее важно совершенствование и правовой базы для быстрой и оптимальной организации помощи тем, кто в ней нуждается.
Выступая сегодня на пленарном заседании по вопросу "Укрепление координации в области гуманитарной помощи и помощи в случае стихийных бедствий, предоставляемой ООН", Пучков очень внимательно остановится и на этом вопросе.
Помнится, когда в Непале произошло землетрясение, наши спасатели, медики и журналисты были готовы немедленно вылететь в это страну. И МЧС это сделало. Но Непал в силу технических ограничений не смог быстро принять наши самолеты. Нашему Ил-76 МЧС России пришлось сделать промежуточную посадку и двое суток ждать в Индии своей очереди на посадку в Катманду. Несмотря на жуткую жару в индийском аэропорту, нашим спасателям не позволили покинуть воздушное судно. При этом индусов понять можно. Если бы были прописаны все подобные случаи в международных договоренностях, то естественно никаких накладок не было бы. МЧС России как раз и стремится сделать так, чтобы оказание любой помощи в любой точке мира было бы максимально быстрым и без потери драгоценного времени сил на формальности.