Новости

08.12.2016 20:41
Рубрика: Экономика

Рельсы на Тверской

Трамвай прибывает на Белорусский вокзал
На площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала может возобновиться движение трамваев. Такое предложение рассмотрела градостроительно-земельная комиссия Москвы. Планируется, что проект будет реализован в 2017 году.
 Фото: Аркадий Колыбалов/РГ Трамваю будет нелегко вписаться в этот поток. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ
Трамваю будет нелегко вписаться в этот поток. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Каких только проектов не вынашивалось для площади Тверской Заставы, к которой сходятся улицы с пяти сторон Москвы и стоит вечная пробка: и двухуровневая развязка, и тоннель, и снова скверик с Горьким , как было раньше. После какого-то затишья вдруг появился трамвай (который здесь, к слову, когда-то ходил) и разворотное кольцо. Мотивация такая: сейчас пассажирам, прибывающим на Белорусский вокзал, не на чем дальше уехать, кроме метро, у которого здесь две станции - кольцевая и "Белорусская"-радиальная. Обе станции, уверяют специалисты, перегружены, а до остановок наземного общественного транспорта людям приходится долго идти по лестницам и переходам. К примеру, до остановок автобусов и троллейбусов, идущих по Ленинградскому проспекту - более 400 м. До остановки в центр - около 300 м. До трамвая на Лесной улице, откуда планируется "притащить" рельсы - почти 500 м. Троллейбусы и автобусы будут ходить по-прежнему, а вот трамвай дважды пересечет 1-ю Тверскую-Ямскую и сделает круг.

У трамвая есть даже автономный полуторакилометровый ход, нужный для того, чтобы убраться с проезжей части без помощи тягача

По словам Константина Тимофеева, председателя Москомстройинвеста, восстановление трамвайных путей даст пассажирам поездов дальнего следования и электричек удобную альтернативу.

Напомню, трамвайное движение на улице Лесной закрыли в 2008 году, когда на месте разворотного кольца построили офисный центр. В 2012 году трамвайные пути частично восстановили - теперь здесь ходят "тяни-толкаи" - модернизированные специально под этот проект трамваи с двумя кабинами - по маршруту N 9 до МИИТа, они доезжают до "Белорусской" и без разворота едут обратно. После строительства кольца у вокзала здесь смогут ходить все трамваи - они снова получат возможность разворачиваться. К примеру, к "Белорусской", кроме 9-го, сможет, например, доехать трамвай N7 - сейчас он доходит только до "Новослободской". А это значит, что пассажиры без метро смогут доехать до Сокольников, Проспекта Мира, бульвара Рокоссовского.

Как сообщает пресс-служба Москоминвеста, продление трамвайной линии включат в проект комплексного благоустройства площади Тверская Застава - работы планируется начать весной следующего года. Ранее заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов рассказал "РГ", что для водителей, проезжающих через площадь, ситуация не должна ухудшиться: трамвай поедет к вокзалу через Тверскую на ту же светофорную фазу, что и машины, а рельсы "утопят" в асфальте.

Заммэра уверил, что по Лесной пойдут совсем другие трамваи, чем сейчас - бесшумные и низкопольные, пути под которые реконструируют, сделают бесстыковыми и постараются отделить от проезжей части, там, где это возможно, чтобы машины и трамваи не мешали друг другу. Такие трамваи появились бы здесь еще раньше, если бы предыдущий поставщик новых вагонов не сорвал контракт - вместо 120 он отдал только 60, и сейчас они катают пассажиров на севере и северо-западе столицы.

"У вас открываются совершенно другие возможности с точки зрения проезда", - сказал Ликсутов на опасения корреспондентов "РГ" о том, что и без того перегруженную площадь Белорусского вокзала окончательно парализует с приходом трамвая с целым разворотным кольцом. "Я уверен, что не будет необходимости использовать столько личного транспорта, сколько используется сейчас для того, чтобы доехать до Тверской улицы, Белорусского вокзала и всех бизнес-центров, которые там расположены", - продолжал заммэра.

Вот так будет выглядеть площадь перед Белорусским вокзалом. Инфографика: РГ/Леонид Кулешов/Любовь Проценко

Как рассказали "РГ" в пресс-службе столичного центра организации дорожного движения, сейчас на площади Тверской Заставы установлено 4 отдельных светофорных объекта, объединенных в единый цикл и скоординированных между собой. Участок достаточно сложный, где сходится несколько направлений движения, площадь Белорусского вокзала с парковкой и большое количество маршрутного общественного транспорта. "Мы стремимся к нахождению баланса между всеми участниками дорожного движения, - говорят в ЦОДД. "Данный светофорный объект находится на контроле операторов дежурной смены нашего ситуационного центра. В случае необходимости операторы вмешиваются в режим работы светофоров".

В ЦОДД пояснили, что по плану реконструкции на площади Тверской Заставы будет изменена геометрия проезжих частей: в середине появится разворотный круг для трамвая, плюс дополнительные направления для движения транспорта, которых сейчас нет. Ухудшения дорожно-транспортной ситуации эксперты ЦОДД не прогнозируют.

Трамваи новые тоже точно будут - два месяца назад город заключил новый контракт на поставку 300 вагонов в течение трех лет с "Трансмашхолдингом", компания уже собирает их на Тверском машиностроительном заводе - первый вагон приедет в Москву уже в феврале. На 80 процентов трамвай будет состоять из российских комплектующих. Помимо привычных уже для московского транспорта современного салона, низкого пола, климат-контроля, у трамвая даже есть автономный полуторакилометровый ход, нужный для того, чтобы убраться с проезжей части без помощи тягача.

Прямая речь

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:

- Есть две стороны дела. Во-первых, мы наблюдаем мощный мировой тренд - возврат трамвая в тело города, откуда его прежде снимали в угоду автомобилистам. Самый яркий пример - трамвайная линия Т3 на маршальских бульварах (Boulevards des Mare'chaux) в Париже. Но как только от общих трендов мы начинаем идти к конкретным реалиям, нужно обязательно очень аккуратно считать. Идея возврата трамвая к Белорусскому вокзалу сама по себе очень красивая и правильная. Станции метро у всех вокзалов - и вестибюли, и переходы - действительно перегружены, и у пассажиров появляется альтернатива, когда можно не тесниться в метро, а проехать три остановки на наземном транспорте. Но очень важно, чтобы за красивой идеей стоял точный планировочный и трафиковый расчет.

Во-вторых, важно еще вот что - одновременно с устройством трамвайных линий, то есть с перераспределением городского пространства в пользу общественного транспорта, необходимы меры антистимулирования автомобильных поездок. Если мы не изменим транспортное поведение основной массы ежедневных автомобилистов, то появление трамвая, бесспорно, ухудшит ситуацию. Так что, нужны и кнут, и пряник: кнут - это ужесточение парковочных режимов, в конечном счете - увеличение платежных обязательств, связанных с ежедневной автомобильной поездкой. Пряник - хороший красивый новый трамвай.

Когда-то трамвай ходил по Тверской... Фото: РИА Новости

Кирилл Янков, председатель "Союза пассажиров":

- На мой взгляд, игра не стоит свеч. Скорее всего, там не будет такого пассажиропотока, ради которого стоит устраивать одноуровневое пересечение трамвая с такой загруженной улицей как 1-ая Тверская-Ямская, через площадь. Трамвай можно было бы продлить на 200 м, до выхода из метро "Белорусская"-кольцевая, чтобы людям не приходилось идти далеко пешком. Трамвай все-таки для больших пассажиропотоков, а тут они если не нулевые, то совсем маленькие. В любом случае, надо считать, пока же общественность никаких данных по пассажиропотоку не видела.

В регионах Экономика Транспорт Общественный транспорт Москва Правительство Москвы Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Реконструкция дорог в Москве