О том, чему его научили Джордж Харрисон и Эрик Клэптон, и почему от блюза дыбом встают волосы, музыкант рассказал корреспонденту "РГ".
Уилл, сегодня вас то и дело называют виртуозом. А помните, когда впервые взяли в руки гитару?
Уилл Джонс: На самом деле моим первым инструментом была ударная установка. У моего дяди, Эрика Клэптона, в подвале стояли барабаны, и я, будучи подростком, спускался туда, включал бобинный магнитофон с записью ZZ Top на полную громкость и выколачивал душу из них. Проблема была в том, что дядя, как правило, в это время спал, и его так достал постоянный невозможный шум из подвала, что он сказал мне: "Может, займешься гитарой?" И дал мне электрогитару, которую, правда, не во что было включить. Но потом я нашел и усилитель, и педали…
Еще одним вашим учителем был Джордж Харрисон. Какой главный урок дали вам эти легенды?
Уилл Джонс: Знаете, Джордж был для меня скорее иконой стиля и образа жизни. А вот Эрик показал две важнейших вещи: как заставить ноту звучать, а еще - несколько аккордов из "Перекрестка". Помните знаменитый фильм о судьбе блюзового гитариста? Я выучил эти аккорды, пришел к нему и говорю: "А что дальше?" А он мне отвечает: "А дальше - ты сам…"
Что играет обычно в ваших наушниках? The Beatles, наверное, уж точно.
Уилл Джонс: Скажу честно, The Beatles у меня не играет никогда - только если я еду в машине, и их передают по радио. Что у меня играет сейчас, вы не поверите. Это Snoop Dog. Я смотрел с ним телешоу, и хоть совсем не фанат "гангста-рэпа", но могу сказать, что у него непревзойденное чувство юмора, которое я считаю важнейшим качеством для любого музыканта. Но большую часть времени я слушаю БиБи Кинга, разумеется.
В России вы не в первый раз: какие впечатления от музыкальной культуры? Знаю, что вы сотрудничали с российскими исполнителями.
Уилл Джонс: Я не специалист по российской музыкальной культуре, но заметил, что в России у значительной части публики популярен американский рок-н-ролл 50-х годов, весь этот "джамп-энд-джайв", буги, рокабилли. Что касается сотрудничества, то у меня есть совместный проект с финно-угорской группой из Мордовии под названием "Ойме". Сейчас мы работаем над уникальным студийным альбомом, скоро начнем снимать клип. Проект действительно не имеет мировых аналогов. Я планирую продолжать эту работу, и надеюсь совершить-таки совместное турне в Саратов. В этом году концерт сорвался из-за экстремальной погоды. Уже предвкушаю путешествие по мордовским деревням, рыбалку на Волге…
Почему именно блюз?
Уилл Джонс: Блюз отличается от всего остального тем, что от него у меня на руках волосы встают дыбом. Для меня это отличительный признак настоящей музыки.
Вместе с Уиллом Джонсом в афише фестиваля, который проходит на трех петербургских площадках и завершится 12 декабря, значатся J.C. Smith - выдающийся блюзмен, некогда выступавший на одной сцене с такими легендами, как B . B . King , Buddy Guy , Buddy Miles, а еще Jose Luis Pardo - живое доказательство тому, что для того чтобы понимать блюз, совсем не обязательно родиться в Северной Америке. Музыкант вырос в Буэнос-Айресе и сегодня заслуженно считается одним из лучших блюзовых гитаристов мира.