Этот вопрос для тех, кто работает в хосписах, отнюдь не академический. Ответ на него предложен давно: "Если вы не можете прибавить дней жизни, прибавь жизни к дням". "Прибавление" жизни, конечно, определяется, прежде всего, качеством паллиативной медицинской помощи, проще говоря - наличием обезболивающих и качественным уходом. Встреча с искусством в этот набор "необходимых и достаточных" условий помощи людям, подошедшим к последнему порогу жизни, вроде бы не входит. Но выставка финалистов всероссийского конкурса "Такеда. Art/Help. Восхождение" в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, убеждает в обратном.
Инициатором открытого конкурса среди учащихся вузов и художественных училищ России стала компания "Такеда", которая специализируется как раз на помощи тяжелобольным людям. Она задала "неудобную" тему, выведя ее за привычные рамки арт-терапии - к "идее интеллектуального, физического и духовного развития личности, преодоления трудностей, раскрытия потенциала, поддержки друг друга". Иначе говоря, речь о том, что, помогая другим, человек помогает "подрасти" себе.
Когда же конкурс поддержал Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, идея обрела новые обертона: участие в конкурсе для студентов художественных училищ - это, разумеется, шанс заявить о себе в академических стенах. Им воспользовались 150 студентов со всех концов страны: от Москвы до Владивостока, от Петербурга до Севастополя… Для итоговой выставки были отобраны 34 работы, в том числе работы победителей.
Первую премию получила Надежда Версегова за триптих "Жить", посвященный паралимпийцам. Надя родом из поселка Куженер республики Марий Эл. После окончания художественного училища в Йошкар-Оле, успела поучиться в двух университетах - в Чебоксарах и Санкт-Петербурге, но в конце концов любовь к живописи победила и сейчас она - на четвертом курсе Института имени И.Е.Репина. О конкурсе услышала от преподавателя: он видел ее триптих, сделанный "для себя", и предложил отправить заявку. О своих темперах со спортсменами-паралимпийцами она говорит так: "Мой триптих о сильных людях, о тех, кто просто любит жизнь, тех, кто старается сделать мир лучше, сделав лучше себя, несмотря на все трудности. У каждого свой путь! И у каждого своя победа!"
Темперы Нади Версеговой ненавязчиво отсылают к образам советской парковой скульптуры. Но "перевод" в темперу смягчает пафос монументалистов, тема же параолимпийского движения открывает в "триумфе", кроме усилия, боль и драму. Ольга Новикова, тоже студентка "Репинки", ведет в своей графической работе изящный диалог с сюрреалистическими картинами Джорджо де Кирико, а через него - с гуманистами Ренессанса. В очень интересной серии Ольги Моисеевой, опять же студентки "Репинки", сплавлен теплый лиризм, гротеск, напоминающий о работах раннего Ларионова, и "простыни" курортных газет - а-ля лубки, которые читают обитатели ЛОР-отделения больницы. Вся серия превращается в живописный рассказ на тему "Как я провел этим летом". Он получился щемящим и убедительным не только потому, что основан на авторском опыте пребывания в больнице.
Но если вы решите, что в финал вышли только студенты Института им. И.Е.Репина, то будете неправы. Среди победителей - Эльвира Багавиева из Казани (ее плакат "Рука помощи" получил вторую премию) и Маня Джафарова, которая учится в колледже Московского университета дизайна и технологии (специальная премия компании "Такеда"). А третью премию разделили работы 16-летней Полины Белецкой из Самары, Вячеслава Милюхина из Абакана (сейчас он студент Академии живописи, ваяния и зодчества И.С.Глазунова), Аржана Ютеева, который заканчивает Красноярский художественный институт.
Два триптиха Аржана Ютеева "Сказитель" и "Молчание" представляют сложившегося сильного художника с большим потенциалом и основательным бэкграундом. Аржана Ютеева, выросшего в селе на горном Алтае, интересует пространство народного эпоса. Но он приближается к нему через графические портреты сказителя. Напоминающие издалека огромные черно-белые фотографии, портреты при ближайшем рассмотрении оказываются виртуозной графикой. Не негативы - а белый карандаш по черной бумаге. Три портрета - три ракурса: три четверти, анфас и профиль. И - три этапа повествования. Ладони, прижатые к лицу; момент игры на музыкальном инструменте; взгляд, устремленный в пространство, параллельное стоящему перед картиной зрителю. Лицо старика почти растворяется в черноте неба, на котором - нити созвездий. Перед нами портрет человека, который выступает посредником - между нашими современниками и предками, между человеком и космосом. И это посредничество длится, пока течет рассказ. И - пока мы стоим перед портретом.
Несколько работ с выставки поступит в больницы и хосписы Санкт-Петербурга. По словам Станиславы Анатольевны Леоненковой, главного врача петербургского хосписа №1, это не первый опыт сотрудничества больницы с художниками. "Мы много лет сотрудничаем с Обществом акварелистов. Три раза уже после окончания их ежегодной выставки в Петербурге, представляли их акварели в стенах нашей больницы, - рассказывает Леоненкова. - Некоторые работы художники даже дарят потом. Отдельное спасибо - детским художественным школам, которые откликнулись на нашу просьбу подарить работы больнице. Многие из этих детских рисунков, акварелей мы разместили в палатах. Они дарят радость. Нам она очень нужна".
150 заявок было показан на конкурс
Из 17 городов страны пришли заявки, в том числе из Москвы, Петербурга, Симферополя, Севастополя, Казани, Саранска, Ижевска, Екатеринбурга Воронежа, Таганрога, Саратова, Новосибирска, Бийска, Красноярска, Иркутска, Биробиджана, Владивостока.
34 произведения представлены на выставке в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.