08.12.2016 21:25
    Поделиться

    В Петербурге открылась выставка вещей эпохи модерна

    "Петербургский модерн", Музей истории Санкт-Петербурга

    В Музее истории Санкт-Петербурга открылась выставка "Петербургский модерн", о создании которой устроители мечтали четверть века.

    Более 500 экспонатов: фрагменты изразцовых печей и чугунное литье, светильники, мебель, архитектурные проекты, посуда, афиши, дамские наряды - от изысканных платьев до аксессуаров вроде брошей, вееров и сумочек… Пожалуй, никогда еще Петропавловская крепость, где развернулась экспозиция, не собирала под одной крышей столь разноплановые вещи.

    - И это - еще не конец нашей работы, - сказала, открывая выставку ее куратор, заместитель директора музея Юлия Демиденко. - Мы планируем, что экспозиция будет прирастать новыми разделами, новыми предметами. Например, открытки, упаковка, игрушки… Петербургский модерн - стиль, который так много определи в облике Санкт-Петербурга, был прерван насильственным путем: его утверждению помешала мировая война. Но идеи и образы, рожденные им, питали множество поколений художников в дальнейшем. Да и сам по себе он явился величайшей - и прекрасной! - интернациональной социальной утопией.

    Утопия модерна заключалась в том, что он провозгласил красоту главным двигателем прогресса. "Красивая жизнь в красивом доме" - вот принцип, которому следовали его адепты, превращая в произведения искусства самые обыденные, бытовые предметы. И художники-мирискусники (Александр Бенуа, Лео Бакст, Константин Сомов) не чурались представить на первую, как сказали бы сегодня, выставку дизайна, прошедшую в Петербурге в 1903 году, вещи, выполненные по их эскизам. Зинаида Гиппиус язвила: "Как просто, оказывается, изменить жизнь к лучшему! Надо просто окружить себя красивыми предметами. Но почему все это так дорого?"

    К слову сказать, все плотнее утверждаясь в моде рубежа веков, модерн постепенно дешевел: во-первых, красивой жизни хотелось не только аристократам, а во-вторых философия модерна провозглашала сочетание прагматической функциональности с эстетикой природных форм. И вот уже установка "сделайте мне красиво" становилась достоянием широких масс.

    Наверное, это вообще свойственно fin de siecle, ю: смена веков требует смены парадигмы, душа, утомленная исходом столетия, страстно жаждет красоты. Так, к слову, возник и гламур эпохи нулевых: явная рифма к миновавшему модерну.

    У Тэффи есть прелестный рассказ "Жизнь и воротник": он о том, как мелкая деталь дамского туалета потребовала кардинальной смены всего - гардероба, обстановки, образа жизни. Когда рассматриваешь представленные на выставке дамские воротнички - изощренно сплетенные из золототканой мишуры, бисера, кружева - понимаешь, такие могут. Не только облик - судьбу способны поломать.

    Пожалуй, один из самых интересных разделов выставки представляет предметы интерьера. Вот, например, диван фирмы Мельцера: причудливым образом он совмещен с этажерками, полками, шкафчиком - на таком диване можно жить, не отрываясь от него сутками. Кстати, комбинированная мебель (письменный стол с кушеткой, книжный шкаф с конторкой) вообще была очень любима модерном.

    А архитектура здесь проектировалась "изнутри наружу": все для удобства человека! На выставке есть чудесные рисунки и проекты "комнат в разрезе", представляющие, например, интерьеры особняка балерины Матильды Кшесинской или загородного дома писателя Леонида Андреева.

    Особо надо сказать про светильники. Новое открытие - электричество в быту - впервые дало возможность направлять свет вниз (живой огонь можно было направлять только вверх). И какие возможности дало это мастерам! Лампы, украшенные цветным стеклом, фарфором, изысканной ковкой, лампы, свет от которых "берегут" лесные совы с горящими глазами… Петербуржцы, пришедшие на выставку, рассматривают предметы интерьера с особым чувством: многие еще помнят подобные, заблудившиеся в их коммунальных квартирах. Ну, а гости города вполне профессионально способны оценить архитектурные проекты той эпохи. Работы Лидваля, Лансере, фон Гогена, Оля... Сытный рынок, Троицкий и Сампсониевский мосты, многие здания в стиле "северный модерн" - вся эта красота окружает нас и сегодня.

    Поделиться