08.12.2016 03:00
    Поделиться

    В Санкт-Петербурге подвели итоги Года российского кино

    Год российского кино закрывался как двустворчатая дверь. В рамках Санкт-Петербургского Международного культурного форума (на котором Год кино и открывали) его закрытию были посвящены два мероприятия. Дневное - "круглый стол" секции "Кино" - и вечернее, на котором присутствовал глава государства.

    В докладах звучали любопытные цифры. Например, что в 2016-м возросло и финансирование кинематографа, и поддержка кинематографии. Так, министерство культуры в прошлом году поддержало 77 игровых, 182 документальные и 62 анимационные картины. В этом году цифры на порядок выше - 106 игровых, 216 документальных и 82 анимационные картины. И доля сборов отечественных фильмов выросла в прокате в 5,5 раза по сравнению с 2001 годом. Тогда она составляла лишь 3%, сейчас - 18%. Если в 2001 году число зрителей в кинотеатрах было 8,5 млн человек, в 2015-м - 31, 2 млн человек, то в 2016 году - 34,7 млн человек. А кассовые сборы российских фильмов составили в 2016-м 8 млрд долларов.

    Часть выступлений и презентаций была основана на исследованиях компании Movie Recearch (независимый исследовательский проект, работающий в партнерстве в Фондом кино). Исследования предварительные: согласно календарю, Год Кино еще не закончился. Но вот о чем уже можно говорить, учитывая, что исследования проводились за период с 1 по 48 неделю года (1 января - 27 ноября 2016).

    В первую очередь - количество фильмов в прокате возросло в 2016 году по сравнению с 2015 годом: и зарубежных, и отечественных. Общие сборы и посещаемость также выросли. В 2015 году по сравнению с 2014 годом рост этих показателей был слабее: сборы выросли на 6,1%, посещения всего на 2,4%.

    Также вполне ощутимо в 2016 году по сравнению с 2015-м выросли и сборы отечественных фильмов , и как посещаемость отечественных фильмов приросла так же, как и посещаемость зарубежных. При этом в 2016 году только фильм "Экипаж" и мультфильм "Иван Царевич и Серый Волк" имели сборы, сравнимые с американскими, - об этом заявил в своем выступлении на "круглом столе" глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов.

    Да, согласно цифрам, почти 17% посещений отечественных фильмов относятся именно к киноленте "Экипаж". Фильм вышел в формате IMAX, что сказалось на стоимости его билетов. Она была высокой по сравнению с другими фильмами - в среднем по России 279,5 руб. Из этого следует, что именно "Экипаж" существенно повлиял на общий показатель сборов российских фильмов. Отсюда и резкое увеличение по сравнению с 2015 годом. И еще - в прошлом году российские фильмы-лидеры по посещаемости не прокатывались в формате IMAX.

    В топ-25 самых кассовых фильмов за последнее десятилетие, прокатываемых на территории РФ, в прошлом году не попало ни одного фильма. А в этом - на 18-е место прорвался "Экипаж". С учетом того, что в топ-25 вошло еще 6 зарубежных картин 2016 года, отечественный фильм "Ёлки 3", выпущенный в 2013 году, вышел из этого рейтинга.

    В Топ 25 самых кассовых российских фильмов последних лет вошли две новые картины: "Экипаж" - он попал на второе место -и мультфильм "Иван Царевич и Серый Волк 3" - на пятнадцатое место. В 2015 году тоже две киноленты вошли в Топ 25 ("Три богатыря. Ход конем" и "Самый Лучший День"). При этом лидерство сохраняет "Сталинград".

    "28 панфиловцев", хотя имеют очень высокие показатели - их посмотрел каждый четвертый зритель - в рейтинг Топ 10 пока не вошли. Поскольку фильм еще находится в прокате - нет окончательных результатов.

    Между тем на рынке появилось новое масштабное исследование "Киноиндустрия в Российской Федерации в 2000 - 2015 году". Вскоре оно будет опубликовано и можно будет посмотреть, как именно развивается наша киноотрасль. Показатели обнадеживают. Главное - продолжать так же.

    Мнения

    Подходит к концу Год кино, но не заканчивается "сезон российских блокбастеров".

    В 2013 году на экраны вышли два крупных российских проекта, "Сталинград" и "Легенда N17", и оба стали коммерчески успешными ("Сталинград" с рекордным результатом более $50 млн возглавил отечественный бокс-офис). 2014 и 2015 годы были достаточно успешными для российского кино, но не за счет больших, крупнобюджетных, проектов. Доля была достигнута благодаря анимации и кассовым комедиям.

    2016-й - Год Кино - ознаменовался целым парадом больших релизов: "Экипаж", "Дуэлянт", "Ледокол", "Викинг". В следующем году этот вектор будет продолжен - "Притяжение", "Матильда", "Защитники", "Коловрат", два "космических проекта" - от студий СТВ и "Базелевс" - "Салют 7" и "Время первых". В запуске новый большой исторический проект "Дирекции кино" - "Декабристы". Проходит съемочный период спортивной ретродрамы "Движение вверх".

    Однако, судя по показателям проката, нужны ли российскому кино большие сложнопостановочные проекты? Суть в том, что каждый из этих проектов по определению несет в себе большие риски. Или лучше играть в безопасную игру, сосредоточившись на малобюджетных и среднебюджетных картинах, которые также бывают успешными, но при этом далеко не столь рискованными.

    Обозреватель "РГ" обратилась с этим вопросом к ведущим представителям киноиндустрии нашей страны.

    Карен Шахназаров, режиссер, генеральный директор киностудии "Мосфильм":

    - Кино должно быть разным. Большие постановочные проекты - они как локомотивы, которые тянут вперед за собой индустрию. Бывает, получается, бывает - нет. Кино - такое дело. Еще неизвестно. Всегда считалось, что Леонид Гайдай - кассовый режиссер. Тарковский считался некассовым. Но Тарковского мы до сих пор продаем - недавно я подписал очередной контракт по международным продажам. За эти 30-40 лет он собрал такое же количество зрителей, как и Гайдай, - я говорю об этом с уважением к одному и к другому режиссеру.

    Такие проекты воспитывают целое поколение профессионалов. Если их не делать - будут не нужны ни пиротехники, ни компьютерная графика - ничего и не будет. Другой вопрос: у нас говорят, что российское кино не окупается. А вы знаете, что из американского кино 60-70 процентов фильмов, которые выходят в нашем прокате, абсолютно не окупаются. И не только у нас. Они их "пристегивают" к крупным релизам, и об этом у нас уже, к счастью, задумались. И они все равно что-то отнимают у наших фильмов. Их - таких картин - у нас порядка двухсот в год. Почему это происходит? Потому что у нас совершенно свободный рынок.

    Антон Малышев, директор Фонда кино:

    - Тут единого ответа быть не может, потому что по линии Фонда кино мы стараемся поддерживать все сколько-нибудь талантливое. Оно может быть в разном весе: пера или тяжести. Поддерживать фильмы-события крайне необходимо не только с точки зрения увеличения или удержания доли российского кино, но и с точки зрения сохранения и наработки компетенции отрасли. Если мы постоянно будем делать какое-то количество сложнопостановочных картин, люди у нас будут эту компетенцию нарабатывать, а не терять. И, соответственно, средний уровень качества кино будет расти. Он уже растет! С 2013 года вырос вполне заметно. Безусловно, крупные картины надо делать и выпускать в прокат. С точки зрения оправдали - не оправдали, собрали - не собрали... на мой взгляд, качество этих проектов позволяло им собирать в полтора-два раза больше. Дальше надо разбираться, почему это не получилось. На мой взгляд, это не в самую последнюю очередь связано с тем, что действительно наш рынок перегружен. Прежде всего иностранным кино. Если у нас, согласно цифрам, выходит около 300 иностранных фильмов в год - то есть одна картина в день, то где найти место тем нашим фильмам, в которые мы вложили все ресурсы, энергию, нервы и талант. Мы занимались этим фильмом три года, а его выпускают на один уик-энд, потом приходит американский блокбастер, и сборы опускаются ниже "ватерлинии", а на третьи выходные о нас уже забыли. Где это место, эта взлетная полоса, чтобы мы успели набрать скорость и высоту, оторваться и подняться? Если три года назад я бы мог сказать, что не надо никаких квот, дополнительных административных мер, давайте делать качественное кино. Мы стали делать! У нас 136 релизов в этом году, и уровень качества ощутимо вырос. Давайте теперь разбираться, как нам быть в диком рынке, который сейчас творится у нас в кинопоказе.

    Что касается окупаемости. Мы посмотрели 20 самых кассовых голливудских релизов на нашем рынке. Из этой двадцатки окупились два (!) за счет сборов на родном им американском рынке. Это "Тайная жизнь домашних животных" и "Дэдпул". Еще картин 11 на родном американском рынке собрали меньше своего бюджета - то есть жестко попали. Про остальные не говорим. Если мы перекладываем эту матрицу на наши широты, то сборы таких картин, как "Дуэлянт" и "Ледокол", превосходны.

    Сергей Сельянов, продюсер, президент Ассоциации продюсеров кино и телевидения:

    - Кинематограф для кинотеатров - это прежде всего крупнобюджетные фильмы. На грани должно быть зрелище - оно стоит денег. Все недорогие картины, которые могут быть замечательными - за них зритель в кинотеатре не будет платить денег. Он может их любить в телевизоре, на дисках - где угодно. Это не значит, что эти фильмы вообще не будут возвращать денег. У больших фильмов есть шанс, у небольших он гораздо меньше. С оговоркой - если это не комедия. Комедии мы производим подороже и подешевле, но это отдельный сегмент.

    Поделиться