Усиление контроля за финансовыми операциями предприниматели в полной мере ощутили только в этом году, хотя 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" действует на протяжении 15 лет. Он направлен на борьбу с незаконным обналичиванием средств, в том числе от торговли наркотиками, оружием, а также на противодействие финансированию терроризма.
- Ситуация складывается непростая: в то время как обнальные конторы обзавелись юридическими службами и обходят все острые углы, добросовестные предприниматели становятся заложниками "антиотмывочного" закона, - отмечает руководитель комитета по аудиту и налогообложению регионального отделения "Деловой России" Юрий Симанков.
Подстроиться под требования закона непросто, так как он изобилует общими, размытыми формулировками. Чего стоит, например, право банков учитывать "иные критерии на усмотрение организации": речь о внутренних инструкциях кредитных учреждений, которые зачастую недоступны клиентам. Поэтому выяснять причины и оспаривать закрытие счетов предпринимателям приходится в суде.
Так, с иском к банку обратилась челябинская строительная компания, которая в феврале этого года организовала юрлицо (ранее входила в группу компаний) и открыла свой счет в банке, однако пару месяцев спустя его обслуживание было приостановлено, при этом списана комиссия в размере 5,5 миллиона рублей. Как выяснилось позже, в тарифном справочнике банка была установлена повышенная комиссия в размере 15 процентов от оборота по тем платежным поручениям, по которым принимается решение об отказе. Простыми словами - за услугу банка по проверке и приостановке подозрительной сделки.
- Это далеко не единичный случай, суды завалены подобными исками от предпринимателей, но судебная практика неоднозначна, - говорит директор челябинского юридического агентства Анна Зиганова.
В упомянутом случае банк смутили большие обороты (до 45 миллионов рублей), что для фирмы-новичка нетипично. Разморозить счет удалось только в конце года и только по решению суда: строительный сезон к тому времени уже завершился, фирма потеряла часть прибыли из-за простоя. Юристы обратились за разъяснениями в Центробанк, но ответа не получили. Правда, в сентябре этого года взимание таких комиссий банками было признано незаконным.
- От ужесточения финансового контроля страдает преимущественно легальный бизнес, который не может понять, почему изменились правила игры, - говорит челябинский предприниматель Николай Малетин.
По словам бизнесмена Дениса Ханжина, образовался информационный вакуум: клиентам не объясняют причин блокировки счета, ссылаясь на внутренние документы и банковскую тайну. При этом хаос полнейший: его успешно действующей компании почему-то отказывают в открытии счета, а той, что не работала на протяжении трех лет, дают зеленый свет.
- Где логика? - задается вопросом предприниматель.
По словам представителей службы финансового мониторинга, оценить степень добросовестности каждого отдельного клиента невозможно, как и издать федеральные законы для "порядочных" и "непорядочных" предпринимателей: правила едины для всех.
- Ко всем клиентам банков меры финансового контроля одинаково жесткие, и это правильно, - говорит замруководителя межрегионального управления федеральной службы по финмониторингу по УрФО Андрей Румянцев. - Все сделки должны быть экономически прозрачны. Если за консалтинговую услугу выплачивается свыше 100 миллионов рублей, а завод продается за 100 тысяч - это повод для проверки.
По его словам, 115-ФЗ содержит общие индикаторы для выявления отмывания преступных доходов, при этом в финансовой организации разрабатываются на их основе собственные правила внутреннего контроля.
- Тревоги бизнес-сообщества нам понятны и близки. Мы работаем по спорным моментам, - говорит Андрей Румянцев, - но важно не допустить, чтобы банковское сообщество закрывало глаза на нелегальные транзакции.
По мнению директора частной компании, в прошлом сотрудника банка Александра Коверникова, такая процедура блокировки счетов - без объяснения причин - как раз и чревата тем, что у банкиров появляется возможность "создавать коридор для своих".
Представители банковского сообщества, в свою очередь, напоминают о судьбе банков, которые занимались обслуживанием сомнительных сделок: за короткий период в стране закрылось несколько десятков таких учреждений.
- Мы не торгуем "индульгенциями" по нарушениям законодательства, не взимаем никаких комиссий по 115-ФЗ, это дико для цивилизованного банковского сообщества, - заверяет управляющий челябинским филиалом одного из федеральных банков Василий Юдин. - Степень своей ответственности понимают все сотрудники банка.
Банкиры отвечают за пропуск сомнительной сделки не только кошельком (КоАП предусматривает солидные штрафы) - реальна и уголовная ответственность. Может быть, поэтому предпочитают перестраховаться и не одобрить вызывающую малейшие подозрения сделку.
Между тем
В Главном управлении Центробанка по Челябинской области констатируют крайне низкое количество официальных обращений бизнеса по проблеме блокировки расчетных счетов в связи с требованиями 115-ФЗ. В 2015 году поступило всего три таких жалобы, столько же - с начала 2016 года. В ходе проверок банков незаконных действий не выявлено.