08.12.2016 11:51

Российские астрономы зафиксировали гигантскую радиовспышку

Команда российских астрономов под руководством Сергея Трушкина из Специальной астрофизической обсерватории зафиксировала гигантскую радиовспышку на мощном рентгеновском источнике Лебедь X-3.

Отчет об исследовании появился на сервере предварительных научных публикаций arxiv.org. При помощи радиотелескопа RATAN-600 удалось зафиксировать вспышку в двойной системе, известной как Лебедь X-3 (Cygnus X-3). Она произошла в сентябре 2016 года после пяти с половиной лет низкой активности источника в радиодиапазоне. Кстати, в августе это событие было предсказано командой Сергея Трушкина.

Вспышка произошла в результате перехода источника в "сверхмягкое" рентгеновское состояние. Процесс сопровождался резким возрастанием потока излучения в течение пяти дней. Затем источник начал затухать и вернулся в прежнее состояние. Такое же явление астрономы наблюдали во время предыдущей крупной вспышки, произошедшей в 2011 году.

Лебедь X-3 классифицируется как микроквазар и представляет собой мощный рентгеновский источник. Этот компактный объект входит в состав двойной системы. Он находится на расстоянии 23000 световых лет от Земли в направлении созвездия Лебедь и имеет орбитальный период 4,8 часа. Источник был открыт в 1967 году, а первую крупную вспышку зафиксировали в 1972 году.