Тем временем число жителей, проживающих во вновь образованном аварийном жилье (признанном таковым после 1 января 2012 года), продолжает увеличиваться, равно как и объемы опасного жилья. Напомним, что аварийное жилье - это то, которое специальной комиссией признано негодным и опасным для проживания. На данный момент список на переселение уже пополнила 31 тысяча многоквартирных домов общей площадью 8 миллионов кв. м, в которых ютятся почти полмиллиона (483 тысячи) человек. На расселение этого вновь образованного аварийного жилья, по оценке регионов, требуется почти полтриллиона (около 420 миллиардов) рублей.
Эти и другие тревожные цифры озвучила Счетная палата. Минстрой в связи с критическим положением разработал поправки в Жилищный кодекс и меры по финансовому обеспечению работ. Однако, по мнению Счетной палаты, проблем это не решает. Непонятны по конкретным регионам и муниципалитетам возможности потенциальных инвесторов, которые бы взяли на себя обязательства по сносу, реконструкции аварийных строений или выплат денежных компенсаций собственникам квартир. Не конкретизированы и возможные способы господдержки переселенцев. Коллегия под председательством главы Счетной палаты Татьяны Голиковой приняла решение направить в палаты Федерального Собрания отчет по промежуточным итогам аналитической проверки и продолжить мониторинг.
И обсудила также ситуацию с расселением аварийного жилья в наиболее сложных российских регионах. Как следует из доклада, с января по октябрь 2016 года расселено только треть домов (33,6 процента) от необходимого показателя.
Это менее миллиона квадратных метров. Общий остаток аварийного жилья, подлежащий расселению до 1 сентября 2017 года, составляет более 5 миллионов квадратных метров.
При этом реального улучшения ситуации не происходит, констатируют в Счетной палате. В 10 регионах (Амурская, Ивановская, Саратовская, Тверская, Тульская области, республики Дагестан, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальский край) переселение (по данным на 1 октября 2016 года) не начато. Наиболее критическая ситуация в Дагестане, Карелии, Амурской, Саратовской областях.
Отдельная тема - финансирование. При том, что на расселение людей выделена внушительная сумма в 72,3 миллиарда рублей, дело не движется из-за отсутствия подкрепленных обязательствами региональных властей контрактов для завершения программ переселения. Часть так называемых временно свободных средств (36,4 миллиарда рублей) Фонд ЖКХ вынужденно держит на счетах в банках. Если бы деньги своевременно использовали, новоселье сейчас уже справляли бы не менее 250 тысяч семей.
16 регионов не обеспечили в полном объеме подписание контрактов. В Амурской области и Республике Тыва заключение контрактов не было начато по данным на 1 октября.
Контракты на 2017 год в полном объеме не заключены в 58 регионах, а в 9 регионах (Амурская, Астраханская, Ивановская, Липецкая, Псковская, Самарская, Саратовская области, республики Татарстан и Тыва) к этой работе еще не приступали. "Дополнительная финансовая помощь в виде субсидий через Фонд ЖКХ в размере 5,2 миллиарда рублей предусмотрена только для Республики Карелия, Забайкальского края, Амурской и Саратовской областей", - предупредили в Счетной палате.
И напомнили, что в августе 2016 года правительство приняло решение об адресной финансовой помощи 15 регионам на 6,5 миллиарда рублей, а четырем самым проблемным регионам досталось еще - 4,6 миллиарда рублей.
На 15 ноября 2016 года деньги на общую сумму в 1,4 миллиарда рублей или 21,5 процента в бюджеты республик Карелия и Тыва, Саратовской, Рязанской и Тульской областей не перечислены, обращает внимание Счетная палата.
Минстрой России ввел в отстающих регионах режим "ручного управления". Как рассказали "РГ" в министерстве, ведомство держит на контроле регионы, по которым существует риск несвоевременного завершения программ расселения аварийного жилья, и прилагает все усилия к завершению программы в срок.
Что касается режима "ручного управления", то составлены детализированные по каждому помещению сетевые графики расселения, закреплены ответственные руководители Фонда ЖКХ, с участием которых в регионах действуют рабочие группы по оптимизации способов выполнения программы.
За время, прошедшее с момента проверки Счетной Палатой, то есть на 1 декабря 2016 года расселено 428,86 тысячи человек из 6,72 миллиона кв. м, что составляет 60,3 процента общего объема расселения 2014-2017 годов. Что касается ситуации в проблемных регионах, то на 1 декабря их осталось 8, в частности, республики Карелия и Коми исполнили свои обязательства.
Изменения порядка перечисления средств Фонда ЖКХ, принятые в сентябре 2016 года, активизировали процесс контрактования и направления средств Фонда ЖКХ в регионы. За 2 месяца - октябрь и ноябрь - из Фонда ЖКХ в регионы перечислено 18,3 миллиарда рублей.
Совместно с Минфином найдены финансовые источники на реализацию программ, в том числе за счет дотаций и бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Недостаточность средств на 2016 год, в общем размере 5,2 миллиарда рублей, на 1 декабря сократилась на 2,83 миллиарда.
Для оказания финансовой помощи регионам, которые сами не смогут привлечь деньги, в проекте федерального бюджета на 2017 год предусмотрено 5,2 миллиарда рублей.
Изменилась ситуация и по заключению контрактов - под обязательствами на строительство (приобретение) числится более 600 тысяч кв. м жилья. В целом, по России "контрактный показатель" на 2016 год выполнен. Не приступили к заключению контрактов в счет 2016 года только два региона (Республика Тыва и Амурская область). В счет показателя 2017 года - проблемными остаются пять регионов.
Аварийное жилье - это жилье, в котором основные несущие конструкции находятся в таком состоянии, что могут разрушиться.
То есть такой дом создает угрозу жизни, здоровью и имуществу жильцов.
Тогда межведомственная комиссия принимает решение о переселении людей в новые дома.
Ветхое жилье отличается меньшим износом конструкций. То есть понятие "ветхое жилье" предшествует понятию "аварийное". Для каждого дома, выполненного из конкретного материала, такой износ может иметь разные значения. Для деревянного дома он должен составлять 65 процентов, а для дома из камня - 70 процентов.
Основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости такого здания.
Жить в таком доме можно, так как он не представляет опасности для жизни. Поэтому переселение людей, проживающих в ветхом жилье, происходит очень редко. Обычно они переселяются только тогда, когда дом предполагается сносить для строительства другого значимого объекта.