В пятницу ЦБ отозвал лицензии сразу у четырех банков, из которых самым крупным (164-е место по размеру активов) был М2М Прайвет Банк. Попытки его спасти от краха владельцем - Азиатско-Тихоокеанским банком - были в какой-то момент пресечены регулятором, который счел это напрасной тратой капитала и ликвидности.
Еще не так давно в России действовала тысяча кредитных организаций, на данный момент осталось 585 банков. В сентябре 2013 года ЦБ выпустил легендарное письмо N172-Т по приоритетам банковского надзора, с которого все по сути и началось.
Темпы отзыва лицензий вышли на стабильный уровень: плюс-минус 100 банков за год, в среднем по два банка в неделю. Стандартные причины - банк попался на сомнительных операциях, отмывании денег, то есть нарушал закон или же не мог платить по своим обязательствам и утратил капитал - прогорел из-за ошибок менеджмента и зависших долгов на фоне кризиса в экономике. Иногда бывает и то и другое. На это накладываются "рисование" капитала, фальсификация отчетности, забалансовые вклады, вывод активов и другие ухищрения.
Эксперты считают, что к концу следующего года отзыв лицензий сбавит обороты, а проблемы у банков из первой сотни маловероятны. Для небольших кредитных организаций задача-минимум - протянуть до внедрения в жизнь закона о пропорциональном регулировании, которое намечено на 2018 год. Ожидается, что послаблениями смогут воспользоваться около 300 банков.
Однако пока непонятно, какое именно количество банков пойдет на получение ограниченной лицензии и скольких из них это спасет, отмечает вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.
Большинство уже ушедших мало кто знал, особенно это касается "карманных" банков, созданных как приложение к бизнесу владельцев. Но были и громкие случаи из первой сотни по размеру активов. В 2016 году в этом смысле отличились "Интеркоммерц", Внешпромбанк и Росинтербанк, выплаты вкладчикам которых стали рекордными - в общей сложности они составили 164 миллиарда рублей. Для сравнения, это больше, чем государство потратит на науку и технологии в следующем году. Правда, ЦБ в этом смысле ничем не ограничен: он даст Агентству по страхованию вкладов столько денег, сколько потребуется на выплату страховых возмещений.
Если ориентироваться на заявления ЦБ, то оздоровление банковского сектора находится в процессе завершения, однако как долго оно продлится, непонятно. Список потенциально проблемных банков (переведенных на ежедневную отчетность) ЦБ держит в секрете и принципиально не дает каких-либо публичных оценок действующим организациям.
Регулятор заинтересован в том, чтобы сохранить максимальное количество поднадзорных. Поэтому обычно отзыву лицензии предшествуют переговоры с менеджментом и собственниками, и только если после всех совещаний и писем ничего не меняется или становится только хуже (на исправление дается около полугода), применяется крайняя мера. Однако во многих банках проблемы были таковы, что они, как камикадзе, дожидаются неизбежного, не пытаясь, по большому счету, что-то изменить, отмечает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников.
Но пик отзывов пройден, считает он, ситуация, за исключением отдельных точек беспокойства, гораздо более стабильна, чем в начале года. Хотя бы потому, что средний уровень достаточности капитала составляет 12 процентов при минимуме в 8 - банковская система имеет дополнительный ресурс на 2,3 триллиона рублей, что формирует потенциал расширения кредитования.
К тому же ЦБ пытается перенастроить надзор на превентивные действия, это значит, что у него меньше опасений по текущему состоянию банков. Сократить количество банкротств должен также новый, более гибкий механизм санации. Он будет применяться к банкам, где проблемы связаны не с криминалом, а с чисто рыночными причинами. А они будут приобретать все большую значимость: на "плохие" активы приходится около 11 процентов банковского портфеля, их доля может вырасти на 4-5 процентов, предупреждает Никита Масленников.