Новости

11.12.2016 22:20
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

И все-таки - любовь

Для меня самое печальное в реакции на новый ленкомовский спектакль Марка Захарова "День опричника" (по произведениям Владимира Сорокина) - это постоянно повторяющийся рефрен: мол, надо же, человеку за восемьдесят, а он поставил такой мощный, такой молодой, такой современный спектакль!

В нашей стране, где всерьез принят термин "возраст дожития", старость воспринимается едва ли не как вина. Старый человек должен постоянно доказывать, что он - человек, что он имеет право. Как бы нам запомнить, что в искусстве возраста нет. Мастерство не только не пропьешь, но и не проживешь. Марк Анатольевич Захаров как был выдающимся режиссером, так таким и остался. И не стоит оскорблять его вскриками по поводу живучести его возраста. Это никакой не молодой спектакль и не старый - это работа мастера, глядя на которую желающие могут учиться. Вместе с мастером невероятную сценографию сочинил Алексей Кондратьев, как бы напоминая нам, увы, весьма позабытую сегодня истину: театр - это еще и зрелище под прекрасную музыку Сергея Рудницкого. Как говорится, во-первых, это красиво.

И вот в этой красоте, в постоянно меняющемся мире живут люди. Не промахнули мысль? Люди живут на сцене. Не носители каких-то актуальных идей, не "произносители" острых фраз, но - живые, теплые, понятные человеки. Марк Захаров напоминает нам полузабытую сегодня истину: спектакль - это зрелище, внутри которого царствуют люди.

Поэтому "День опричника" - это череда актерских удач, бенефис актеров, большинство из которых вырастил мастер.

Татьяна Кравченко играет, по сути, эпизод, но забыть ее ясновидящую Прасковью Мамонтовну невозможно. Так же как героев Александра Сирина, Ивана Агапова, Дмитрия Гизбрехта, Екатерины Мигицко, Владимира Юматова, Антона Шагина... Кажется, что всего на мгновение возникает на сцене Леонид Броневой - появляется великий актер, который за несколько минут создает образ живого, понятного человека.

Чем пенять постоянно Захарову на его возраст, лучше задумаемся: как удается ему в каждом спектакле создавать невероятный актерский ансамбль. Ведь ушли лучшие, великие ушли: Янковский, Абдулов, Пельтцер, Леонов, Ларионов... А на сцене - по-прежнему мастера. В этом спектакле грандиозно работает Дмитрий Певцов. Его государь - человек страшный, хотя совсем и не пугает. Вот вам образ властителя, для которого не существует живых людей, просто их нет как факта. При этом сыграно без истерик, спокойно и абсолютно точно.

Об артистах очень хочется говорить. Потому что давно не видел на одной сцене столько по-настоящему интересных людей. Про этот спектакль уже пишут и говорят, что он очень политический, очень смелый. Все так, наверное. Но для меня важно, что он населен людьми. Не функциями, а людьми. У Сергея Степанченко - удивительная актерская судьба. Он - звезда, его выход сопровождается аплодисментами зала, народный артист. И при этом - ни одной главной роли на театре, но любая работа заметна. Здесь он блестяще играет предводителя опричников Батю, очень непростую роль. По-своему обаятельный, даже милый, только вот человеческого в нем, кажется, совсем ничего не осталось. Или осталось? Может ли человек вовсе перестать быть человеком и что тогда случается с его душой?.. Вот какой вопрос. Вот какая роль.

В самом немыслимом времени, среди самых страшных испытаний все равно побеждает любовь

Конечно, "День опричника" - это политический памфлет. Конечно, это предостережение всем нам. Конечно, это, если угодно, крик большого режиссера о том, что возмущает его в сегодняшней жизни. Все так. Это походило бы на множество современных спектаклей, создателей которых волнует, как бы быть поострее и посовременнее, а не похудожественней.

Но это постановка Марка Захарова. И он ставит политический памфлет о... любви. Точнее о том, что в самом немыслимом времени, среди самых страшных испытаний все равно побеждает любовь. И это дает надежду.

Говорят, сыграть любовь нельзя. Александре Захаровой и Виктору Ракову, кажется, это удалось.

Раков очень точно, и я бы сказал вдохновенно играет главного героя - опричника, который изо всех сил души своей старается сохранить в себе человека. Любовь помогает в этом, любовь спасает.

Роль Александры Захаровой по объему небольшая, а по сути, главная женская. Женщина, истосковавшаяся по нежности... Сколько их таких вокруг нас? Она, понятно, и коня там, если надо, и в горящую избу... А душа тоскует по нежности. Как сыграть тоску по нежности в женщине, которая вынуждена быть твердой и суровой? Как Александра Захарова.

В последнее время наш театр, к счастью, стал уходить от желания показать фигу в кармане

Вот эта вот тоска по любви для меня в спектакле важнее, нежели политические аллюзии. Как добивается Марк Захаров того, чтобы, вволю посмеявшись над острыми репликами, зритель понял: главное в самой даже злой жизни не жестокость вовсе, а вот именно тоска по нежности, тоска по любви, по вот этому единственному взгляду единственных глаз, который прорывается сквозь тоску и жестокость и сохраняет в тебе человека.

Мне кажется, что в последнее время наш театр, к счастью, стал уходить от публицистики, от желания показать фигу в кармане, а потом непременно вынуть ее на всеобщее обозрение, продемонстрировав собственную смелость.

"День опричника" доказывает, что, когда за дело берется мастер, спектакль получается объемным. Да, в нем есть и актуальность, и сатира, и смелость. Но еще - зрелище. Но еще - и это главное - люди, их страсти, их жизнь, их души. И мне все равно, сколько лет Марку Захарову. Я жду нового спектакля. Потому что если не Вы, то кто же еще, Мастер?