Новости

12.12.2016 20:55
Рубрика: Общество

Школа в стиле техно

Как получить суперспециалиста будущего?
В России 96 процентов молодых людей используют интернет для учебы. При этом 85 процентов школьников отмечают, что мобильные устройства в их классе по-прежнему запрещены. Кто лучше научит - педагог или гаджет? Какими будут школы и вузы будущего? Заменят ли хорошую лекцию дистанционные курсы и проектные кластеры? Об этом шла речь на форсайт-сессии конгресса "Инновационная практика: наука плюс бизнес", который прошел в МГУ им. Ломоносова.
Нейроинтерфейсы, электромобили, беспилотники - эти и другие разработки студентов могут "взорвать" рынок. Фото: Артем Геодакян/ТАСС Нейроинтерфейсы, электромобили, беспилотники - эти и другие разработки студентов могут "взорвать" рынок. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Нейроинтерфейсы, электромобили, беспилотники - эти и другие разработки студентов могут "взорвать" рынок. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

- Мы хотим понять, в чем суть образовательных технологий, кто будет проводником инноваций в школах и вузах и какие компетенции нужно развивать, - рассуждает помощник президента РФ, председатель попечительского совета Российского научного фонда Андрей Фурсенко. - Можно ли отказаться от начитывания лекций, которые давным-давно есть в Интернете? Этот вопрос я задал многим уважаемым профессорам ведущих российских вузов. Все они хором начинали объяснять, что хотят видеть глаза студентов. Что они там увидят?

Форсайт-сессия стала мощным "мозговым штурмом", где ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. "Роскосмос", "Русгидро", "Росэлектроника", "РЖД", "Газпром"... И каждой компании нужен свой "набор" знаний и навыков. А те, в свою очередь, меняются каждые несколько лет. Как получить суперспециалиста будущего? Научить учиться, ставить цели, искать информацию? Универсального рецепта пока нет ни у кого.

- Мы много работаем с детьми и видим, что если в начальной школе ребята еще хотят придумывать нестандартные решения поставленной задачи, то к четвертому классу большинство уже делает только то и только так, как ему сказали, и не выходит за рамки данных учителем установок. К вузу ситуация только усугубляется, - говорит директор Корпоративного университета "РусГидро" Елена Аксенова.

В вузах должен появиться менеджер, который по запросу собирает компетенции, курсы и программы, как модули или кубики "Лего"

Чтобы "не убивать" в молодом человеке творческий потенциал шаблонными схемами, во всем мире вводится проектное обучение, причем не формально, а тотально. В Голландии студенту дается задача - разработать прототип двигателя, и он выбирает для себя необходимые дисциплины: физику, математику, материаловедение... По такому же пути пошли финны, и Россия делает первые шаги.

- У нас есть дисциплина - "проектная деятельность", которая дается пяти тысячам студентов всех направлений, от экономистов до транспортников, - говорит проректор по учебной работе Московского политехнического университета Дмитрий Земцов. - К примеру, наши ребята сейчас разрабатывают коптер-платформу для сельскохозяйственных работ: дозаправка, смена батарей, обслуживание. И в этом проекте участвуют не только айтишники, но и инженеры, биотехнологи, маркетологи.

Форсайт-сессия конгресса стала мощным "мозговым штурмом", где ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. Как научить учиться, ставить цели, искать информацию? Универсального рецепта пока нет. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Электрический мотоцикл, космический спутник, беспилотники и нейроинтерфейсы, - чтобы студенты смогли "взорвать" рынок, начинать проектную работу нужно еще в школе и бить "по всем фронтам". Детские технопарки, научные лагеря, кружки робототехники и программирования, - вот точки роста юных инноваторов.

Будущее, считают эксперты, - за смешанным обучением, когда одновременно используются и обычные занятия, и дистанционные, игровые, проектные формы. Вот только на кого учить? Над этим ломают голову и вузы и работодатели. Если спрогнозировать спрос на специалистов на ближайшие пять лет еще реально, то 10-летняя перспектива уже вызывает большие сложности.

- Мы пока плохо представляем, какие образовательные технологии будут нужны в будущем, - считает исполнительный директор по персоналу и социальной политике "Роскосмоса" Алла Вучкович. - "Роскосмос" участвовал в составлении справочника новых профессий. Их, связанных с космосом, там примерно 40. И значительная часть так или иначе состоит из присущих другим отраслям компетенций. Инженер-космодорожник, космобиолог и космогеолог, менеджер космотуризма... Все эти конвергентные профессии появятся после 2020 года. Но образовательные программы для них хорошо бы подготовить заранее. Для этого, по словам Аллы Вучкович, в вузах должна появиться новая должность - менеджер, который собирает компетенции, курсы и программы, как модули или кубики "Лего", по запросу работодателя.

Что-то подобное уже начал реализовывать Томский политех, внедрив концепцию распределенного образования. К примеру, нужен специалист наивысшего уровня в области "биотехмед". Не всегда все учителя по этим трем направлениям работают в одном вузе. Проектный офис поможет студенту найти лучшего наставника, который может работать в Томске, Москве, Берлине, Оксфорде.

А теперь спустимся из космоса на Землю. По данным Союза машиностроителей России, 30 процентов всех безработных - это молодые люди в возрасте до 29 лет. Две трети учащихся ссузов и вузов ни разу не были ни на одном предприятии и имеют слабое представление о будущей профессии. Более 70 процентов работодателей признают, что у вчерашних выпускников нет реальных практических навыков, они оторваны от конкретного производства и не могут эффективно использовать свои знания.

- Половина молодых специалистов в первые два года работы уходят из специальности, - говорит заместитель генерального директора статс-секретарь "Росэлектроники" Арсений Брыкин. - Чтобы восстановить связь "школа-вуз-предприятие", мы продвигаем федеральную программу "Работай в России". Каждый год проводим "Неделю без турникетов" - экскурсии для школьников, формируем базовые кафедры вузов непосредственно на производстве, развиваем многоуровневую программу стажировок.

И все-таки, по каким критериям продвинутый работодатель оценивает выпускника? Среди новых и модных - эмоциональный интеллект (способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими для решения практических задач), hard skills ("твердые" профессиональные навыки в совершенно конкретной среде) и soft skills ("мягкие" универсальные социальные навыки, к примеру, умение брать на себя ответственность), энергетический потенциал, способность к decision making (принятие решений) и time management (управление временем). В каком вузе всем этим премудростям можно научиться? Вопрос пока открыт.

Общество Образование Наука и образование МГУ им. Ломоносова
Добавьте RG.RU 
в избранные источники