Новости

12.12.2016 19:29
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Квест для Герды

Вячеслав Самодуров поставил в Екатеринбурге "Снежную королеву"
На премьеру детского балета критики обеих столиц едут в исключительном случае. Сейчас как раз такой: много сезонов удивлявший столицы Екатеринбургский оперный заказал балет композитору, что для наших небогатых театров редкость, так что при меньшей скромности уральцы могли бы трубить о мировой премьере. Есть и другая причина. "Снежную королеву" ставил худрук балета Вячеслав Самодуров, один из двух удачливых российских хореографов пресловутого "среднего возраста", получивших в руки хороший нестоличный театр - Алексей Мирошниченко Пермский, Вячеслав Самодуров Екатеринбургский. Оба они достойно справляются с делом и теперь с надеждой (и переменным успехом) поглядывают на своего бывшего шефа по балету Мариинского театра (где оба танцевали) Махарбека Вазиева, ныне руководящего Большим. Что не мешает им устраивать театральные и собственные дела, минуя столицы. И готовить особые премьеры, как сейчас.

Самодуров анонсировал сказку "для детей и взрослых, испытывающих недостаток внимания". Поскольку этим недугом никто не обделен, спектакль получился универсальный, неглупый, обаятельный в своей странности. Успешный композитор Артем Васильев написал музыку с отголосками классиков от Чайковского до Прокофьева, приправленную минимализмом и фирменными синкопами - тот самый "постмодернизм с человеческим лицом", введенный в обиход Леонидом Десятниковым. Артисты в уютных свитерах с оленями иной раз считают вслух, чтоб не сбиться, но вообще-то Самодуров первый раз имел счастье работать с композитором вживую, корректируя запросы по ходу дела (как тут не помолиться на золотой век императорского театра с заказами Петипа Чайковскому). Хотя композитор уверяет, что одну сцену под ворчание хореографа переделал девять раз, уважительное сотворчество в спектакле ощутимо. Ирландские мотивы музыки "читаются" в ногах, появление троллей звучит ксилофоном, ироничный вальс цветов кивает классическим образцам и в танце, и в музыке.

Самодуров не страдает балетным затворничеством, он смотрит кино и готов погружать в игры-квесты. Квест помогает по-балетному понятно философствовать: Герда бродит по миру в поисках Кая как в поисках себя. А кино, явное в подкорке спектакля, не только одноименный шедевр "Союзмультфильма" 1957 года. Маленький тролль с печальными очами очень похож на Доби из "Гарри Поттера", а инфернальная дива с вокализом перед закрытым занавесом (которой никак не помог художник по свету) - на Диву Плавалагуну из "Пятого элемента". Постановщика поддерживает команда, и волшебный лес из "Ежика в тумане" сменяется на заднике картиной Рене Магритта (сценограф Эрик Белоусов). Впрочем, нет смысла искать цитаты, если в сумме выходит другое. Оригинальные идеи тоже работают - Снежная королева, к примеру, выплывает в мир из вечной мерзлоты верхом на мамонте. И все же главную роль играют не "картинка" и музыка, а режиссура и собственно танец.

Шеренгой идут "люди осени", раскидывая из корзин цветные лоскуты. За ними такой же шеренгой загребают листву широкими швабрами рабочие сцены, привечая скорую зиму. А за ними шагает свита Снежной королевы - такими недотепами рисуют злодеев дети: носатыми, пузатыми, неловкими - с "ледяными" штандартами на копьях. Маленький тролль, вскочив на стол, топорщит пальцы в нежданном рэпе. Классический балетный тур ан лер, круг ногой в воздухе, что выделывает вспорхнувшая на сцену Атаманша, остроумно множится: разбойники вертят мясо на вертеле, отирают кругами пень, полируют кругами обувь и остеохондроз хозяйки, а потом кружат вокруг нее, подлизываясь и вымаливая свободу Герде. Герда и есть главная героиня этой сказки - непосредственная и несовершенная у Екатерины Сапоговой, зачарованная девочка-мори у танцующей первым составом Мики Нисигути.

Главный знак танцевальной состоятельности спектакля - сцена в оранжерее с парафразом "классической классики" - "Вальса цветов" из "Спящей красавицы" и "Оживленного сада" из "Корсара". Из этих апофеозов балета Самодуров храбро кроит ревю, предлагая большим и маленьким полюбить балет во всей его вящей наивности - с Птицами в розовых трико и Цветами с меховыми тычинками на головах, вальсирующими в настоящем гран-па. С такой нежной иронией относиться к собственному ремеслу может только очень любящий его человек. Может, этой странной любовью он заразит и зрителей.

Культура Театр Танец Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Екатеринбург РГ-Фото
Добавьте RG.RU 
в избранные источники