"РГ-РОЖДЕСТВО": Вы давно работаете в доме Dior, где создаете ювелирные украшения разных классов, включая и высший уровень high jewellery. Собственно, именно вам принадлежит концепция ювелирных украшений дома.
Виктуар де Кастельян: Сам Кристиан Диор тоже делал украшения для своих костюмов, но это были исключительно сезонные кутюрные вещи с цветными стразами Swarovski. То есть, в сущности, это была очень хорошая профессиональная бижутерия. Вопрос о том, нужно ли вторгаться в сложный и консервативный ювелирный рынок и как это сделать, встал в компании всего лишь 20 лет назад.
"РГ-РОЖДЕСТВО": В чем заключалась основная сложность?
Виктуар де Кастельян: В наших конкурентах, в тех великих домах, которые изначально, с самого своего рождения, являются ювелирными компаниями. Франция - это страна роскоши, это страна удовольствий, страна luxury goods. Здесь появились и работают Cartier, Boucheron, Chaumet, Van Cleef & Arpels, Fred. Как сражаться в такой сложной ситуации? Когда я начинала разрабатывать ювелирную философию для Dior, я имела смутное представление о том, какой она должна быть.
"РГ-РОЖДЕСТВО": Я помню ваши первые драгоценности для Dior. Это были очень массивные, большие вещи. Со временем их размеры уменьшились.
Виктуар де Кастельян: Да, тогда я опиралась на художественные традиции эпох Louis XV и Louis XVI, мне хотелось делать истинно дворцовые, добуржуазные вещи. Это были огромные кольца с яркими камнями в центре - это аметисты, бериллы, турмалины, разноцветные кварцы, морганиты. Очень крупные центральные камни получали пышную "раму" - из золотых цветов, бутонов и листьев. С одной стороны, я обращалась в этих изделиях к придворному искусству - так, одно из тех огромных колец было посвящено Людовику XIV, Королю-Солнце. С другой стороны, эта пышность и воспевание цветов были логичны для общей идеологии дома Dior. Ведь женщина Кристиана Диора - это прекрасная принцесса, сбежавшая с бала, это женщина-цветок. Она волшебница, ей чужды труд и трудности.
"РГ-РОЖДЕСТВО": Потом, впрочем, ваша флористическая тематика сменилась на кутюрную. Вы стали делать украшения, отсылающие к французскому шитью, а не к цветам.
Виктуар де Кастельян: Собственно, так и сложилась ювелирная идеология Dior. Она включает в себя две ключевые темы: цветы и кутюр. Мне кажется, что наша драгоценная философия очень удачно заняла свое место среди других драгоценных концепций.
"РГ-РОЖДЕСТВО": Именно поэтому Dior не делает одной очень важной и тоже исключительно французской вещи. Я имею в виду бестиарий.
Виктуар де Кастельян: Вы правы. Бестиарий, или же ювелирный зверинец, мы не выпускаем, так как анималистика не ложится в нашу теорию. Мы обращались к анималистике лишь однажды - в линейке, посвященной знаменитой музе Кристиана Диора Митце Бракар. Это были золотые украшения с леопардовым "принтом", который Митца Бракар так любила.
"РГ-РОЖДЕСТВО": Как бы вы могли в трех словах охарактеризовать вашу ювелирную философию?
Виктуар де Кастельян: Это романтизм и женственность, это архитектурность. Любое свое украшение - будь то массивное колье или миниатюрное кольцо - я строю так же, как архитектор строит свой дом. По архитектурным канонам, как хорошо известно, работал и сам Кристиан Диор, который превосходно знал искусство, ведь до того как стать кутюрье, он работал в качестве галериста. Любое платье Диора, любой его костюм необыкновенно архитектурны и именно поэтому гармоничны. Пожалуй, только Кристобаль Баленсиага мог бы соперничать с Диором в этой области. Я же тоже стараюсь возводить свои драгоценные вещи по архитектурным правилам.
"РГ-РОЖДЕСТВО": Две последние коллекции high jewellery, показанные в Париже, имели большой успех и были моментально раскуплены.
Виктуар де Кастельян: Да, мы показываем эти "высокие" линейки в течение традиционной июльской Недели высокой моды в Париже, когда во французскую столицу на "высокие" показы приезжают наши клиенты. И прошлогодняя коллекция Archi de Dior, и нынешняя "версальская" линейка - Dior a Versailles продемонстрировали огромный интерес наших клиентов к ювелирным украшениям. Эти две линии посвящены кутюру и исторической французской архитектуре, я имею в виду комплекс Версаля.
"РГ-РОЖДЕСТВО": Что вы можете рассказать о коммерческой линии La Rose des Vents, которая в этом сезоне пополнилась новыми украшениями? Есть ли и в этих драгоценностях что-то от архитектуры?
Виктуар де Кастельян: Нет, но зато в этих вещах много кутюра. Центральный элемент всех украшений - это магический круг с сияющим бриллиантом в центре. Коллекция La Rose des Vents - это собрание ювелирных талисманов. Каждая вещица - это словно оберег. Потом в этой линейке я хотела показать наши творческие и технические способности в работе с поделочными и полудрагоценными камнями - например, с перламутром или лазуритом. Остается лишь добавить, что драгоценности La Rose des Vents - это модные ювелирные вещи, которые можно носить каждый день. Мне эти вещи напоминают маленькие детские игрушки.
"РГ-РОЖДЕСТВО": В наступающем году вы представите несколько новых линий разного класса?
Виктуар де Кастельян: Обязательно. Публика увидит продолжение прежних коллекций, новые часы в рамках Базельской выставки - это D de Dior и Mini D de Dior, а также эксклюзивные модели Dior VIII Grand Bal. И, конечно, в середине лета я представлю новую коллекцию класса high jewellery.
"РГ-РОЖДЕСТВО": Вы уже знаете, как будут выглядеть новые драгоценности high jewellery?
Виктуар де Кастельян: Да, я сейчас как раз занимаюсь эскизами и подбором камней. Но это будет коллекция классических украшений с идеальными камнями. Тема прежняя - это мода и архитектура Франции