До недавних пор крысы лишь изредка покидали привычную среду обитания - канализационные и водосточные каналы, которые растянулись на сотни километров под Парижем. Но вот в последние год-два резко активизировались, став к ужасу местных жителей и иностранных туристов почти обыденной деталью городского пейзажа, особенно в местах отдыха, прилегающих к таким главным достопримечательностям, как Лувр, сад Тюильри, Эйфелева башня.
Начальник городского управления чистоты среды обитания Жорж Салинес не сомневается в том, что "выход крыс в свет" есть явный знак роста их поголовья. Нельзя сказать, что его служба все это время бездействовала. Кое-что предпринимала. Однако не могла использовать радикальные средства из-за Европейской комиссии. Дело в том, что в Брюсселе долго решали, какими методами стоит бороться с усатыми грызунами, а после выдали нагора директиву, которой запрещено подбрасывать яды в гранулах к крысиным норам в парках и прочих подобных местах. Поэтому команде Жоржа Салинеса пришлось перестраиваться, искать иные способы борьбы с крысами.
Как подчеркнуто в специальном коммюнике по случаю начала сражения, противник, то есть полчища крыс, "порождает проблемы санитарного, эстетического и экономического характера", а поэтому Париж решил задействовать "крупномасштабный план действий, который должен охватить всю столицу". Хотя, надо отметить, в мэрии отдают себе отчет в том, что грызунов, обладающих феноменальной способностью приспосабливаться к любым ситуациям, полностью не истребить, но вот уменьшить их популяцию считают миссией исполнимой.
Наступление на крыс уже началось, и оно охватило девять парков столицы. Борьба с ними сейчас ведется на Марсовом поле, для чего огородили газон, что простирается от Эйфелевой башни до "Эколь милитер" - Военной школы, которую заканчивал Наполеон. Но первый удар был нанесен в районе сквера вокруг старинной башни Сен-Жан рядом со зданием муниципалитета, где нашли убежище многие сотни пасюков. Сквер закрыли для посетителей, а на его территории были установлены четыре десятка ловушек. Помимо этого в стратегических местах разбросаны разрешенные Брюсселем пастилки с запахом рыбы и мяса, нашпигованные антикоагулянтами. После этого лакомства у грызуна должны возникнуть проблемы со свертыванием крови, и гибель наступает от внутреннего кровоизлияния.
Однако вот в чем загвоздка: пока грызуны не сильно падки на угощение. Дело в том, что в парках и в прочих местах скопления туристов они находят в изобилии остатки еды. И даже если те и оказываются в урнах, то все равно для крыс они являются чем-то наподобие "шведского стола", обеспечивая их не только завтраком, обедом и ужином, но и полдником.
Поэтому одна из мер муниципального плана предусматривает установку специальных урн для пищевых остатков, недоступных для грызунов. Ну а голод, надеются в мэрии, заставит крыс перейти на коварные пастилки.
Кстати, Париж - далеко не единственный французский город, который наводнили крысы. В Марселе ситуация еще хуже. Там на одного жителя приходится не две крысы, как в столице, а целый десяток.