Пока поездка стоит еще 17 рублей, хотя в прошлом году служба по тарифам тоже определяла предельную цену, которая была равна 19 рублям. Перевозчик самостоятельно принял решение возить пассажиров дешевле. К этому шагу коммерсантов вынудила конкуренция. Если проезд в автобусе стоит дороже, чем в маршрутке, выбор пассажиров будет очевиден.
На повторение этого сценария власти рассчитывают и в следующем году.
- Пассажирские перевозки - конкурентная среда, - сказал председатель правительства Константин Маркелов. - Когда мы устанавливали предельный уровень тарифа, предприятия не стали поднимать цену на поездку до утвержденной планки. Уверены, что так будет и в 2017 году.
Оправдается ли этот оптимистический прогноз в реальности, большой вопрос. Ведь подорожает и проезд в маршрутках на один рубль. Служба по тарифам определила новую стоимость проезда для этого вида транспорта, и с нового года она составит 18 рублей. Надо отметить существенный нюанс. С нынешнего лета лишь часть маршрутных такси обслуживает пассажиров согласно тарифу. Существенная группа перешла на обслуживание по нерегулируемому тарифу. Для них перевозчики вправе установить цену самостоятельно, и многие уже подняли стоимость поездки до 20 рублей. Ничто не мешает поднять ее еще выше. Тем более что, по словам президента региональной ассоциации автотранспортников Елены Расщепкиной, работа маршрутного такси становится рентабельной, когда проезд стоит 24 рубля.
Бухгалтерия автотранспортников не сложна. В день маршрутка перевозит в среднем 200 пассажиров, дневная выручка - около 3 400 рублей. Из нее приходится вычесть зарплату водителя (тысяча рублей) и расходы на бензин. Кроме того, раскошелиться необходимо на страховку, налоги и ГЛОНАСС. Сводя этот дебет с кредитом, перевозчики и формируют рентабельный тариф. По мнению предпринимателей, проезд в автобусах должен стоить отнюдь не 17 рублей, и даже не 25, как установили на следующий год. Рентабельность начинается с 30 рублей, а по другим оценкам - с 35.
Поспешат ли коммерсанты поднять цену на проезд в автобусах вслед за маршрутками? Такая вероятность есть. Ведь именно из-за разницы между фактической стоимостью поездки и той, что обеспечивает экономическую целесообразность, крупнейший астраханский перевозчик ОАО "Астраханьпассажиртранс" начал процедуру банкротства и сейчас находится под конкурсным управлением. Так как основной целью такого управления является получение предприятием прибыли для возврата долгов, не исключено, что одной из мер для оздоровления все-таки станет повышение цены на проезд в автобусах.