Официально машина называется БПРК - буровой погружной роботизированный комплекс, но по ходу работы возникло и другое имя - Му-му.
- Я привык давать проектам названия, которые намекают на основной принцип идеи. В этом конкретном случае мы берем что-то, везем в водоем, кидаем в воду чтобы опустилось на дно. Дальше пусть само разбирается, - объяснил "РГ" один из разработчиков проекта, заведующий лабораторией гидропривода и мехатроники УГГУ Роман Ковязин.
Как рассказал собеседник издания, проект машины направлен на создание такой техники, которая сможет не только исследовать дно моря для решения экологических проблем, собирать образцы и доставлять их на поверхность, но и вести разведку полезных ископаемых. К ним можно в частности отнести газогидраты и рудные конкреции.
- Чтобы добыть полезные ископаемые, нужно провести исследования в толще дна. Для этого нужно либо гнать на место добычи буровую платформу, либо специальный корабль, что коммерчески невыгодно. Поэтому пришла идея создать автономного робота, который сможет бурить скважины, брать пробы грунта, анализировать их и с помощью маневровых двигателей передвигаться. По такому же принципу работает знаменитый марсоход Curiosity - рассказал "РГ" Роман.
Робот будет представлять собой объект, в транспортном состоянии похожий на железнодорожную цистерну размером порядка 8 метров и диаметром от 2 до 4 метров. Глубина бурения скважин будет начинаться от 6 метров.
- Мы проанализировали рынок и не нашли технику с такими же параметрами. Безусловно, найти робота можно, но в основном они могут только вести видеонаблюдение, изучать свойства воды и брать небольшие образцы с поверхности дна. До такой функции как сбор образцов из толщи донных отложений и доставки на поверхность без нарушения целостности керна у них нет, - рассказал ученый.
Отмечается, что проект в том числе актуален для строительства сооружений, аналогичных мосту через Керченский пролив, потому что установка свай требует детального изучения особенностей грунта.