Как рассказал "РГ" глава движения WorldSkills России Роберт Уразов, в Китае в 2012 году насыщенность роботами была 50 штук на 10 тысяч населения, и ему понадобилось всего четыре года, чтобы перегнать по этому показателю многие развитые страны. В Англии соотношение составляет 70 роботов на десять тысяч населения, и сейчас эта страна тоже готовится к прорыву.
"Сегодня робототехника в России развивается не так, как хотелось бы. И это влияет на развитие экономики страны в целом, на производственные процессы, на конкурентоспособность наших предприятий. Представьте, или рабочий на протяжении десяти часов стоит у конвейера и укладывает, скажем, продукцию в коробки, или это делает робот, которому нужно на это действие всего несколько секунд и который не устает. Роботы делают продукцию качественнее, а ее себестоимость - ниже", - приводит пример Уразов.
Но для того, чтобы роботы пришли в российскую промышленность, нужны серьезные инвестиции и кадры. А с кадрами у нас в этом плане не все в порядке.
"Если мы хотим выйти на цифры 100 роботов на 10 тысяч человек, то давайте посчитаем. Возьмем, к примеру, Свердловскую область с населением примерно пять миллионов человек. Разделим эту цифру на 10 тысяч, получим 500 и умножим на 100. Получаем 50 тысяч роботов на один этот регион. И даже если приставить одного специалиста к 10 роботам, то нужно пять тысяч профессионалов. Сегодня их просто нет", - констатирует Уразов. В рамках традиционного среднего профессионального образования в регионе можно подготовить примерно 200 специалистов в год. А это - совсем не те темпы, которые нужны экономике. Кроме того, в России не хватает учебных заведений, которые учили бы обращаться с роботами. Сейчас их около 30, но образовательного стандарта в этой области нет.
Если идти классическим путем подготовки стандарта и образовательной программы под него, процесс занимает примерно 3-4 года. Но есть альтернативный путь разработки документа - через чемпионаты WorldSkills, объединяющие профессионалов из разных стран, которые договариваются, как должен выглядеть стандарт. На это уходит примерно от шести месяцев до года, после чего можно развернуть массовую систему подготовки.
"Если будет понятно, что на эту профессию есть заказ на ближайшие пять-десять лет, можно быстро по стране масштабировать подготовку того количества людей, которое будет востребовано в любой отрасли - от машиностроения до легкой промышленности", - говорит Уразов.
Помимо стандарта, нужно найти людей, которые знают новые технологии и способны обучать других работе с ними (как на предприятиях, так и в образовательных учреждениях), сформировать сообщество профессионалов.
Есть ли такие люди в России? Есть, но их мало, признается Уразов. Например, на национальных соревнованиях WorldSkills Hi-Tech, прошедших в Екатеринбурге, присутствовало 420 экспертов по разным компетенциям. Для такой страны, как Россия, - это не очень значительная цифра.
Что сделать, чтобы их стало больше? По словам главы российского движения, сейчас разрабатывается программа массовой подготовки мастеров производственного обучения по самым разным направлениям. "В 2017 году, если наши планы сбудутся, мы обучим почти пять тысяч человек. Это одна пятая часть от общего количества мастеров производственного обучения в стране", - сказал он и уточнил: речь идет не только о профи по робототехнике, но и о специалистах, владеющих другими технологиями и специальностями. Хотя предполагается, что больше всего мастеров будут обучать именно по направлениям робототехника и композитные материалы.
Какие сейчас у России шансы догнать хотя бы Англию? Не получится ли, что в распространении новых производственных технологий мы сильно отстанет не только от развитых стран, но и от развивающихся? По мнению Уразова, если собираемся догонять по числу роботов, то это вопрос денег. Если по количеству людей и софта, который используется для управления роботами, здесь и есть то поле, на котором мы должны конкурировать. Потому что прибавочную стоимость в роботизированных производствах дает не сам робот, а программное обеспечение, которое им управляет. "Настоящая ключевая задача - вырастить людей, которые умеют грамотно, быстро программировать и достигать поставленных перед ними целей", - сказал он.
Когда доля высоких технологий в ВВП России достигнет, скажем, 30 процентов? По мнению экспертов, промышленное производство будет меняться не так быстро, как хотелось бы, потому что технологический прорыв требует смены огромного количества основных фондов. Но возникают новые рынки, например, того же программного обеспечения, они становятся большими. И стоимость их продукции постоянно растет. Создавать точные механизмы и роботов научились многие страны, и есть такой опыт и в России. А вот создать софт, который будет управлять "железом", который собирает, скажем, беспилотники - более сложная задача. И у России есть шанс занять в этой нише лидирующие позиции.