Объем экспорта российских компаний начнет расти в следующем году

Экспортный потенциал отечественных компаний, входящих в сегмент малого и среднего бизнеса, не реализован. Лишь незначительная часть компаний представлена на международном рынке. А опросы показывают, что иностранцам неизвестно о существовании качественных российских товаров.

Однако ситуация изменится уже в следующем году, эксперты прогнозируют рост стоимостного объема экспорта на уровне 6 процентов и больше. Причем обеспечат его несырьевые товары. Об этом сообщил генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков на международном экспортном форуме "Сделано в России".

В России в 20 раз меньше компаний-экспортеров, чем в среднем по развитым промышленным странам. При этом запрос на экспорт от международных государств есть. По словам Петра Фрадкова, с точки зрения экспортной статистики, 2016 год будет отправной точкой, с которой начнется объективный рост экспорта.

"Сейчас в мире о Российской Федерации знают мало, но у нас огромный потенциал, наши компании с качественными продуктами могут быть признаны на международном рынке", - отметил эксперт. И добавил, что для этого надо объединить в систему все меры поддержки экспорта: продвижение, экспортное кредитование и страхование, субсидирование различных затрат экспортеров.

Согласно статистике, доля несырьевого неэнергетического экспорта выросла в общей структуре экспорта с начала года на 5 процентов и составила более 37 процентов. А если посмотреть на несырьевой экспорт, включающий товары ТЭК, то есть не сырье, а товары с определенным уровнем переработки, то их доля давно превышает долю сырьевых товаров.

По словам министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, чтобы увеличить российский высокотехнологичный экспорт, необходимо соблюдение пяти факторов: повышение привлекательности российской юрисдикции для компаний, экспортное финансирование, упрощение ряда финансовых и юридических процедур, создание единого зонтичного бренда для российской продукции за рубежом и формирование новых рынков сбыта в современных геополитических условиях.

37 процентов составляет доля несырьевых товаров в общей структуре экспорта РФ

Также министр считает, что для продвижения отечественных продуктов малого и среднего бизнеса нужно сформировать сеть технопарков за пределами страны. "У нас достаточно развитая сеть технопарков в России, они служат бизнес-инкубатором для предпринимателей и особенно для IT-сектора, у которого есть большой экспортный потенциал и серьезные геополитические бренды, например, российский антивирус Касперского. Но для их развития нужно подготовить почву и создать национальный российский бренд за пределами страны. Кроме того, в этой сфере, в большинстве своем, есть только малый и средний бизнес, именно для них необходимо создать сеть технопарков за рубежом. Это позволит улучшить экспорт, клиентоориентированность и логистику", - отмечает он.

Впрочем, Российский экспортный центр с этого года уже начал открывать торговые дома в странах, представляющих наибольший интерес для экспорта. Их цель оказывать широкий спектр услуг, включая логистику и юридическое сопровождение сделок на платной основе. Логика пилотного проекта, пояснил Петр Фрадков, в объединении административной поддержки и услуг коммерческого характера. При этом экспортеры, уже закрепившиеся на внешнем рынке, могут выступать в роли агентов для других экспортеров в рамках государственно-частного партнерства.

Консолидации экспортеров препятствует отсутствие инфраструктуры, которую малый бизнес не может обеспечить самостоятельно

В свою очередь министр промышленности и торговли Денис Мантуров отмечает, что сегодняшние торгпредства не до конца выполняют возложенную на них функцию, поскольку отсутствует мотивация в продвижении экспортной продукции и поиске для нее новых рынков. "Необходимо сделать услуги торговых представительств возмездными, благодаря чему экспортеры смогут получить гарантированный результат по анализу рынка, информацию по ограничениям и барьерам, с которыми они могут столкнуться в той или иной стране", - пояснил он, добавив, что в каждом городе должны быть представительства торговых домов, которые работали бы на внешний периметр.

Эксперты сошлись во мнении, что сегодня особенно важно сделать акцент на поддержке компаний малого и среднего бизнеса, которым сложно продвигать свою продукцию на экспорт с учетом недостаточности собственных возможностей. Под эти компании будут создаваться национальный зонтичный бренд "Сделано в России". "Для того чтобы Россия могла уверенно заявить о себе как о поставщике современной и востребованной продукции нужно не только усиливать торговые и производственные связи, но и формировать внешнеэкономический бренд России", - подчеркивает Петр Фрадков. По его словам, в мире не знают, что мы можем производить качественные товары для взыскательного потребителя из среднего класса. Сейчас в России только начинает развиваться экспорт услуг в сфере образования, медицины, туризма и ИТ.

Генеральный директор Русского технического общества и группы компаний "Мортон" Юрий Васильев также отметил необходимость организации "зонтичных брендов", так как сегодня консолидации сил российских экспортеров препятствует отсутствие соответствующей инфраструктуры, которую средний и малый бизнес, занимающийся высокотехнологичным экспортом, обеспечить самостоятельно не способен. "Я по своему опыту знаю, что, например, в Израиле под десять проектов, которые компания там продвигает, нужно создавать громоздкую инфраструктуру - офис, юристов, штат и так далее", - поделился он и пожелал, чтобы следующий год ознаменовался созданием торговых домов и площадок. Причем они должны в первую очередь объединять маленькие хайтек-компании под таким большим зонтичным брендом, чтобы на этих площадках было удобно вести свой бизнес.