Сотрудничество с Беларусью власти Псковской области оценивают как развивающееся. Речь, в частности, идет о совместных строительных проектах, поставках грузовой, пассажирской и сельскохозяйственной техники, сотрудничестве в сфере промышленности и производственной кооперации. Например, для нужд псковского "Пассажиравтотранса" могут быть закуплены уже привычные пассажирам МАЗы.
- Рассматривается возможность создания на базе "Пассажиравтотранса" МАЗовского сервисного центра, - рассказал корреспонденту "СОЮЗа" заместитель губернатора Псковской области Александр Кузнецов. - Решение будет принято в течение двух-трех месяцев...
Также обсуждался вопрос организации авиасообщения между Беларусью и Псковской областью. Год назад представители Белавианавигации и администрации области прорабатывали вариант организации авиарейсов Москва - Гомель - Калининград и Санкт-Петербург - Гомель - Калининград с использованием парка воздушных судов ОАО "Псковавиа". Сейчас, как рассказал нам советник президента Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Ван Жан, есть идея организовать регулярные рейсы по маршруту Псков - Витебск. Пока проект находится в стадии изучения. Дело в том, что экономически более целесообразным представляется для Витебска и Беларуси авиасообщение с Петербургом. Сейчас в Витебске нет гражданской авиации, так что полеты на Северо-Запад России - еще одни воздушные ворота в Беларусь.
- Планируется не менее одного рейса в неделю, - развивает идею Александр Кузнецов. - По нашим данным, это направление будет востребовано. К сожалению, в связи с курсовой разницей цена билета выходит процентов на пятнадцать выше, чем может потянуть наш потребитель, плюс аэропортовые сборы, которые мы могли бы компенсировать.
Глава Псковской области Андрей Турчак отметил, что товарооборот между Беларусью и областью по ряду позиций заметно вырос, более всего - в секторе строительных материалов и сельском хозяйстве. Эксперты отмечают, что это произошло в первую очередь потому, что удалось выстроить алгоритм, когда стройматериалы попадают к заказчикам напрямую.
- Раньше работала "кривая схема", по которой продукция из Беларуси шла к нам через Москву и Санкт-Петербург, теперь же появилась возможность напрямую общаться с заводами-изготовителями, - рассказывает Александр Кузнецов. - Как пример: на строительстве новой школы в микрорайоне Борисовичи, где возводится 560 квадратных метров жилья, половина стройматериалов - белорусские...
У соседей закупают не только цемент, но и кирпич, стеновые блоки и панели, поставки ведут Новополоцкий и Витебский заводы ЖБИ.
А еще на Псковщине работают белорусские строители.
- На строительстве школы сейчас 30-40 процентов рабочих и специалистов - белорусы: сварщики, монолитчики, каменщики, скоро приедут отделочники, - рассказывает заместитель губернатора. - Первого сентября 2017 года дети пойдут в новую школу.
Еще одно направление сотрудничества - дорожное строительство. МАЗ и ОАО "Амкодор" уже изъявили желание участвовать в закупочных процедурах по поставкам дорожной техники на конкурсной основе. Псковичей заинтересовала технология обеспыливания грунтовых дорог. В этом году провели эксперимент, в следующем - использовать специальную эмульсию собираются более массово.
По данным белорусских источников, в январе-сентябре 2016 года товарооборот Беларуси и Псковской области составил 73,7 млн долларов, что на 4,3 процента больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Псковичи, однако, признаются, что в целом есть некий перекос в сторону импорта: белорусские товары на псковском рынке приставлены шире, чем псковские - у соседей.
- Отследить эти потоки сейчас довольно сложно, - говорит Владимир Ван Жан. - В рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана мы работаем фактически в условиях открытых границ...