Сейчас в банке вакансий Службы занятости населения Санкт-Петербурга содержится около 40 тысяч вакансий. Десятки тысяч вариантов трудоустройства предлагают частные кадровые службы. Многие владельцы малых предприятий не идут в кадровые агентства, просто пишут на дверях, мол, требуются работники. Таким образом, потребность города в сотрудниках превышает 100 тысяч человек.
Серьезный дефицит кадров ощущается в клининговых компаниях, в жилкомсервисах, торговых и строительных организациях, то есть в тех отраслях, где традиционно работали иностранные мигранты. Их число постепенно сокращается. Роль тут сыграло несколько факторов. Значительным ударом стало колебание курса рубля, из-за чего жизнь мигранта в Петербурге стала непосильно дорогой.
Сказались и ужесточения правил для мигрантов, которые предполагают, что каждый месяц нужно отдать три тысячи рублей за патент.
Заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Николай Рогачев объясняет: иностранные работники в городе есть, но сам принцип их набора изменился. Сейчас в странах СНГ, откуда чаще всего приезжают в Петербург мигранты, открываются представительства, где этих людей централизованно набирают на работу. Эта схема довольно удобна, ведь людям предоставляют работу, жилье, помогают с оформлением документов. Естественно, по такой системе работают в основном крупные организации, например в сфере строительства, и принимают иностранных работников на конкурентную заработную плату.
Малым предприятиям необходима дешевая рабочая сила, но петербуржцы не идут на экстремально низкие зарплаты. Поэтому у работодателей выход сейчас один - поднимать зарплаты хотя бы до МРОТа, а он с 1 января составит 16 тысяч рублей. Тем компаниям, кто не выполнит требования городского закона, стоит ждать вызова на комиссию трудовой инспекции.
Правда, как говорит заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Петр Тищенко, компаний, которые целенаправленно платили бы зарплату ниже МРОТ, в Петербурге не так много. Гораздо чаще выясняется, что часть денег сотрудники получают в конверте.
Комитет по труду не мониторит рынок "черных" и "серых" зарплат, однако в ведомстве признают: такая проблема в городе есть, и с ней борются. Недобросовестные компании выявляют на комиссиях, иногда сотрудники сами обращаются с жалобами в надзорные ведомства, нередки и ситуации, когда предприниматели сами стараются легализоваться, не дожидаясь проверок.
В Петербурге очень активно работают выходцы из других регионов страны. Численность внутренних мигрантов в городе приближается к миллиону человек. Однако полностью покрыть дефицит кадров внутренняя миграция не в состоянии.
На рынке труда, не только в Петербурге, но и в России в целом, существует большой перекос: компетенции соискателей не отвечают запросам работодателей. И наравне с этим ожидания специалистов не совпадают с возможностями компаний.
Разрешить ситуацию пытаются со многих сторон. Например, как сообщил Петр Тищенко, недавно появился новый механизм учета данных, которые поступают от вузов по результатам контрольных цифр приема. Система уже заработала, поэтому исследователи рынка сейчас могут сказать, сколько через пять лет выпустится тех или иных специалистов.
Но картина всеобъемлющей пока не получается. Во-первых, в мониторинге участвуют только те вузы, которые находятся в подчинении города, во-вторых, в Петербурге обучается много иногородних студентов, и сложно спрогнозировать, уедут они после получения диплома или останутся в Северной столице.
Еще одна серьезная проблема, касающаяся системы образования, - массовое трудоустройство не по специальности. Одна из причин - работодатели требуют того, чему в вузах и колледжах не учили. Поэтому сейчас в России вводятся стандарты для каждой профессии, и учебные заведения должны переформатировать под них программы.
Профстандарты внедряются постепенно, и эксперты рассчитывают, что новые правила позволят навести порядок на рынке труда.
Однако одними профстандартами от перекоса не уйти. В Комитете по труду не без оснований полагают, что одна из серьезных причин, почему выпускники учебных заведений не идут работать по специальности - неправильный выбор профессии. Это касается не одного и не двух процентов вчерашних студентов - явление приобрело массовый характер.
По словам Николая Рогачева, значительные суммы и средства сейчас выделяются на профориентацию. Школьников водят на заводы и фабрики, рассказывают им о различных специальностях, проводят профориентационные тестирования, организуют кружки. В идеале это должно привести к тому, чтобы абитуриенты выбирали профессии по душе, а потом выходили на рынок достойными специалистами.
Однако эффект от профориентации кардинально повлияет на рынок труда, лишь когда нынешние школьники получат образование и начнут работать. А кадровые перекосы нужно решать сейчас.
В Комитете по труду и занятости большие надежды возлагают на переобучение. Оно работает во многих направлениях. Например, с начала года новую профессию смогли получить 3125 человек, которые состояли на учете в Службе занятости населения Санкт-Петербурга. Кроме того, специальные курсы по повышению квалификации были организованы для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. С начала года обучение прошли 825 молодых мам. Теперь после выхода из декрета они смогут быть конкурентоспособными на рынке труда. Еще одна профильная программа переобучения действует для людей с ограниченными возможностями. В Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга особые надежды возлагают на переобучение работающих специалистов. Суть в том, что если работодатель, в связи, к примеру, с модернизацией производства, задумал сократить одних сотрудников и набрать более квалифицированных, в Комитете по труду предлагают не делать поспешных шагов и обучить нужным навыкам уже работающие кадры. Курсы софинансируются на 70 процентов из городского бюджета, оставшуюся сумму возмещает работодатель. Деньги серьезные, однако в Комитете по труду рассчитали, что затраты довольно быстро возвращаются в бюджет, ведь кадрам с новыми компетенциями нужно платить больше, а значит, за них перечисляется увеличенный НДФЛ. Такая программа успешно работает в IT-индустрии, хотя, как признаются в Комитете по труду, участники отрасли поначалу относились к ней с определенным скепсисом.
Еще один тренд - работу все чаще ищут трудоустроенные граждане. Люди боятся уходить в никуда, а потом потратить несколько месяцев на поиск работы. В Комитете по труду и занятости к такой позиции относятся с пониманием и помогают найти заинтересованных работодателей.
Новые подходы при трудоустройстве предлагают и ярмарки вакансий. На заре девяностых такие мероприятия проходили с невероятным ажиотажем, в помещения выстраивалась очередь, работодателей брали штурмом. Сейчас подобные события тоже пользуются повышенным интересом, например ярмарку вакансий "Труд и занятость" в "Ленэкспо" посетило более 10 тысяч человек. Но сейчас это уже другой формат. После ярмарки люди не уходят с трудовым договором в кармане. Это скорее нейтральная площадка, где могут встретиться соискатели и работодатели. Они общаются, задают друг другу зачастую неудобные вопросы, и если всех все устраивает, то соискатель приходит трудоустраиваться в офис. Но кроме этого, на ярмарке вакансий соискатели и работодатели могут критично посмотреть друг на друга и на себя самих. Кадровики предприятий имеют возможность выяснить средний размер зарплат и объемы социального пакета по отрасли, что позволит сделать их предложения более привлекательными для соискателей. А специалисты могут сравнить свои зарплатные ожидания с тем, что предлагает не конкретное предприятие, а рынок в целом.
Нередко посещают ярмарки вакансий даже те, кто не собирается менять работу. Такие мероприятия интересны как городские события, как форумы, позволяющие осознать общие тренды.
Эксперты рынка труда полагают, что радикальных изменений в Петербурге в ближайшие годы ждать не стоит. Уровень регистрируемой безработицы останется низким, зарплаты постепенно пойдут вверх. Но дефицит кадров пока сохранится. Причем шансы закрыть все пробелы в штатном расписании будут лишь у тех работодателей, кто готов подстраиваться под потребности сотрудников.
Дмитрий Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Петербурга:
- Ситуация на рынке труда стабильная. В Петербурге экономическая структура диверсифицирована, рост демонстрирует как машиностроение, оборонный заказ, так и сфера услуг. Естественно, все это сказывается на рынке труда. Количество людей, которые работают и платят налоги, сейчас больше чем за всю историю города - 3 миллиона 350 тысяч человек. Столь высокое число обусловлено тем, что часть работников вышли из тени, но нужно понимать, что также начали трудоустраиваться вторые, третьи члены семьи, которые ранее занимались домом. Жить становится сложнее, люди хотят работать.
С другой стороны, мы имеем самую низкую в стране регистрируемую безработицу. Но говорить о количестве зарегистрированных безработных сейчас можно лишь в одном ключе - этот показатель перестал отражать реальную картину на рынке труда, во многом благодаря тому, что низкий уровень пособия по безработице никак не мотивирует регистрироваться в качестве безработных. В Петербурге и Москве такая тенденция прослеживалась давно, но теперь и в масштабах всей страны количество безработных не увеличивается. Сейчас на федеральном уровне обсуждается возможность увеличить размер пособия, и если это решение будет принято, то выплата составит от 2 до 8 тысяч рублей. В таком случае мы ожидаем прирост зарегистрированных безработных, но не более чем на треть, поскольку по сравнению со средней зарплатой по региону и даже относительно МРОТ сумма пособия все равно выглядит скромной.