Как показал анализ, власти ждут от новой индустриализации импортозамещения, роста количества высокопроизводительных рабочих мест и объемов наукоемкой продукции. Руководители предприятий мыслят более приземленно: надеются, что новые технологии позволят поднять производительность труда и снизить издержки. Вместе с тем свою готовность к переходу на новый технологический уровень они оценивают "ниже среднего".
- Наиболее заметен провал по финансовым ресурсам и кооперации. Что касается институтов развития высоких технологий, то можно сказать, что среда для поддержки инноваций в УрФО создана, однако ее частям не хватает слаженной работы. Это ключевой фактор, который сделает систему полезной для бизнеса, - комментирует Юлия Лаврикова, врио директора института экономики УрО РАН.
УрФО - самый индустриальный округ из всех: десять процентов населения страны, проживающих здесь, обеспечивают 14 процентов ВВП, причем доля промышленности в валовом региональном продукте превышает 50 процентов. Сравниться с нами по этому показателю может лишь ЦФО. К тому же УрФО самодостаточен, в структуре экономики каждый из регионов занимает свою нишу: промышленная Челябинская область, энергосырьевая Тюменская с автономными округами, аграрно-индустриальное Зауралье и индустриально-торговый Средний Урал. Вместе с тем по темпам роста ВРП в 1998-2014 годах УрФО занимал лишь шестое место в стране. Во многом это объясняется значительной долей добывающего сектора, подверженного влиянию мировой конъюнктуры, и многоукладностью промышленности (помимо шестого технологического уклада присутствуют предприятия 4-5-го).
Что касается инновационного потенциала, то, с одной стороны, УрФО дает 17,8 процента общего объема выпуска высокотехнологичной продукции и пятую часть принципиально новых производственных технологий, разработанных в России. По уровню затрат на ноу-хау мы занимаем четвертое место в стране. С другой стороны, расходы уральских предприятий на исследования гораздо ниже среднероссийских показателей. Доля промышленных компаний, внедряющих технологические инновации в течение последних пяти лет, соответствует уровню 2010 года.
Так, в Свердловской области высокотехнологичный сектор занимает в промкомплексе всего семь процентов, львиная доля у среднетехнологичных отраслей, в первую очередь металлургии. Инновационная активность предприятий за пять лет снизилась почти вдвое. Понятно, что спад обусловлен общеэкономической ситуацией, тем не менее в Челябинской области, схожей с соседкой по структуре промкомплекса, инновационная активность стабильна. Что касается Тюменской области, Югры и Ямала, то они при невысокой доле высокотехнологичного сектора (порядка четырех процентов) выделяют заметно больше бюджетных средств на софинансирование техперевооружения и НИОКР. Для предприятий это хороший сигнал.
Серьезный импульс новой индустрии дает формирование фондов поддержки промышленности. В Челябинской области такая структура начала работать в сентябре 2016 года, из регионального бюджета на сопровождение проектов выделено 134 миллиона рублей. Капитализация аналогичного фонда в Свердловской области на 2017 год составит 100 миллионов рублей. По аналогии с федеральной структурой он станет предоставлять льготные займы под пять процентов годовых на реализацию инвестпроектов в приоритетных отраслях.
- Частные инвесторы готовы вкладываться в высокие технологии, но им нужен сигнал от государства о том, что это действительно важно и будет поддержано какими-то мерами, - подчеркивает Юлия Лаврикова. - Мы сравнили 20 индустриальных регионов в России, где доля обрабатывающего производства в ВРП не менее 25 процентов, и сделали вывод: там, где бюджет выделяет средства на поддержку промышленности, виден результат в виде объема отгруженной высокотехнологичной продукции. В Свердловской области бюджет развития в 2014 году составил 1,8 процента ВРП, в Челябинской - 2,3. Чтобы достичь уровня лидеров (Татарстан, Калужская область, Санкт-Петербург), нужно увеличить этот показатель в два раза.
В будущем для УрФО возможны три сценария, считают экономисты. Инерционный путь подразумевает, что государство станет поддерживать и развивать уже существующие проекты. Это приведет к некоторым улучшениям, но в основном к консервации промышленной структуры. Модернизационный сценарий диктует перевооружение традиционных отраслей и точечную поддержку высокотехнологичного сектора. В этом случае структура региональной экономики не поменяется, но качество ее значительно улучшится. Ну и третий сценарий - новый промышленный рост, при этом полностью перестраиваются институты развития инноваций, а создание кластеров и технологичных платформ становится массовым. По какому пути пойдем, во многом зависит от инновационной политики регионов.