На Урале госзаказчики задолжали подрядчикам 1,2 миллиарда рублей

Тревожную тенденцию фиксируют прокуратура и защитники прав предпринимателей: на Урале второй год подряд стремительно растет задолженность заказчиков за выполненные государственные и муниципальные контракты.

Если в 2015-м, по данным прокуратуры Свердловской области, пришлось взыскивать с недобросовестных госзаказчиков 250 миллионов рублей, то к ноябрю нынешнего года долг в регионе дорос уже до 1,2 миллиарда. Для сведения: в целом по стране, по данным генпрокуратуры РФ, задолженность сегодня достигла 32 миллиардов рублей, а годом ранее она составляла 25 миллиардов.

Сейчас в надзорных органах и министерстве финансов активно ищут способы "искоренить негативную практику". Пока не получается. Согласно опросам Высшей школы экономики, лишь пять процентов исполнителей госконтрактов в случае неплатежей идут в суд. Причину объясняют просто: судиться с властью или госкомпаниями себе дороже.

- В нынешнем году с просьбой помочь взыскать долги к нам обратились 12 руководителей малых и средних предприятий. Понятно, что эта цифра не отражает реалий. Но даже в таких масштабах решить проблему оказалось непросто. Только в одном случае заказчик согласился в досудебном порядке выплатить более 250 тысяч рублей за выполненные работы. Все остальные либо отказались вести переговоры, либо назвали выплаты нереальными, - говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей Свердловской области Елена Артюх.

В судебном порядке правозащитникам удалось добиться еще одного решения в пользу предпринимателя. Суд обязал заказчика погасить долг в течение месяца. Однако с тех пор прошел уже не один месяц, а решение суда не выполнено. Должник только руками разводит: денег не счете нет.

Лишь пять процентов исполнителей госконтрактов в случае неплатежей идут в суд. Причину объясняют просто: судиться с властью или госкомпаниями себе дороже

- С проблемой серьезных задержек оплаты выполненных работ столкнулись практически сто процентов предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в сфере производства и строительства. А размер просроченных платежей вырос как минимум в два раза, - сообщила корреспонденту "РГ" руководитель общественной приемной Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Людмила Варакина.

По данным общественников, проблема начала формироваться не вчера. Первые пострадавшие компании появились еще в 2014-м. Но тогда не выполняли обязательства перед малым бизнесом в основном крупные производственные компании - под предлогом отсутствия средств в связи с разразившимся мировым кризисом. Работа по заказам государственных и муниципальных структур считалась делом более надежным, ведь расходы на госзакупки, согласно закону, должны закладываться в бюджет заранее и в целевом формате. Не случайно малый и средний бизнес так активно два года добивался права доступа к государственным тендерам и аукционам.

- Многие предприниматели получили господдержку на свои стартапы, и для дальнейшего развития им требовались постоянные заказы. Поэтому они и просили у государства в качестве нового вида поддержки уже не деньги, а работу, которую гарантировали контракты. И в итоге получили, - поясняет президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин.

Схема была запущена весной нынешнего года. По распоряжению правительства РФ введены обязательные квоты для предприятий малого и среднего бизнеса при проведении конкурсных процедур на товары и услуги для госнужд. Перспективы открылись широкие. На сайте госзакупок размещают заявки порядка 80 тысяч заказчиков, за последние три года госструктуры заключили более трех миллионов контрактов на сумму свыше 50 триллионов рублей.

- Обидно, что смысл государственных программ поддержки предпринимательства из-за волны неплатежей нивелируется, если совсем не обнуляется, - считает омбудсмен Елена Артюх. - О каких квотах на участие в тендерах может идти речь, когда владелец небольшого бизнеса фактически рискует своим делом? После выполнения заказа он может оказаться в долговой яме.

Примеров, когда предприниматели, выиграв контракты, становились банкротами, множество. Алгоритм простой: взяли кредит на выполнение госзаказа, ведь своих оборотных средств у малого бизнеса практически нет, закупили материалы, наняли работников, а потом из-за неплатежей не смогли рассчитаться. Когда деньги задерживают на месяц-другой, еще есть шанс выкрутиться. Однако, по данным статистики, средняя просрочка по стране - от трех до девяти месяцев. Прожить такой период, не заморозив бизнес, предпринимателю даже средней руки невозможно. В итоге - увольнение сотрудников, сокращение производства, если не полное банкротство, а то и уголовное дело за задержку зарплаты или неуплату налогов. В региональном союзе предпринимателей малого и среднего бизнеса мне с ходу привели с десяток таких примеров. География банкротств - почти вся область.

По данным прокуратуры, большая часть задолженности сейчас приходится на муниципалитеты. Только в Нижнем Тагиле не оплачены контракты на 850 миллионов рублей. Основная причина невыполнения чиновниками своих обязательств - превышение бюджетных лимитов, считают в надзорном органе. Многие контракты выставляются на торги без заложенного в бюджете финансового обеспечения. Среди госзаказчиков Свердловской области наибольшая сумма задолженности - у бюджетных медицинских учреждений. Правда, представители регионального минздрава заверили прокуратуру, что до конца года долги перед предпринимателями будут погашены.

Средняя просрочка по стране - от трех до девяти месяцев. Прожить такой период, не заморозив бизнес, предпринимателю даже средней руки невозможно

Все чиновники, пойманные на нарушении закона о контрактной системе и Бюджетного кодекса, отделались, можно сказать, испугом: им были вынесены предписания. Это несопоставимо с потерями предпринимателей.

Сейчас в правительстве РФ рассматривается несколько предложений, направленных на борьбу с неплатежами и смягчение их воздействия на бизнес. Одно из них - установление жесткого 30-дневного срока расчета за выполненный госконтракт даже для крупных компаний, другое - освобождение владельцев предприятий, не получивших выплаты по контракту, от налоговых отчислений и наказаний за задержку зарплаты рабочим.

мнение

Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ:

- Дело не только в финансах. Одна из причин задержки платежей - коррупционная составляющая. Схемы вымогательства разнообразны: у предпринимателей требуют денег за ускорение платежа, не подписывают акты принятых работ без получения так называемых "откатов", включают в договоры условия, по которым заказчики не несут ответственности за невыплату денег в срок. Не менее трети случаев неплатежей связаны с незаконными действиями со стороны заказчиков, и с этим нужно бороться.

Справка "РГ"

В Свердловской области свыше 207 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Они обеспечивают занятость примерно трети экономически активного населения региона - более 660 тысяч человек. С 2012 года количество средних компаний в области увеличилось на 30 процентов, микропредприятий - на 31 процент, на 15 процентов выросла производительность труда в секторе малого и среднего бизнеса.