Наметившееся падение спроса на мясо и мясопродукты происходит в большей степени за счет вытеснения импорта, и это не может не радовать. Однако уже к 2017 году производство мяса может сравняться со спросом. Тенденции прослеживаются уже сегодня: существенно падают оптовые цены на свинину и мясо птицы. По нашим наблюдениям, по итогам года снижение оптовых цен на свинину ожидается в районе 12-14 процентов. В прошлом году цена на мясо птицы и свинину снизилась более чем на 10 процентов.
Мы не прогнозируем роста потребления мясной продукции внутри страны, это представляется маловероятным из-за продолжающегося снижения оборота розничной торговли и падения доходов населения.
На наш взгляд, на мясном рынке растет конкуренция. И точка равновесия между спросом и предложением становится все ближе. При самых высоких (за последние 10 лет) темпах роста свиноводства (более 12 процентов) можно ожидать снижения рентабельности уже в среднесрочной перспективе.
Остается только наращивать экспорт, иначе ослабнет экономическая состоятельность предприятий не только свиноводческой, но и птицеводческой отрасли. На сегодня экспорт мяса и мясопродуктов стал самой актуальной из имеющихся альтернатив на среднесрочный и долгосрочный период. Поэтому и для свиноводства на первый план выходит задача нарастить объемы и выйти в качестве экспортера на международный рынок.
И по факту во многих ведущих компаниях мясной отрасли мы наблюдаем предпринимаемые организационные, кадровые усилия по развитию экспорта. Также статистика фиксирует неплохие темпы роста экспорта, однако в большей степени это связано с эффектом низкой базы.
На наш взгляд, следует выработать ряд предложений для реализации экспортной стратегии РФ в области продовольствия, которые опираются исключительно на рыночные механизмы, что без дополнительной государственной поддержки позволит конкурировать с продукцией из других стран. Следует сказать, что сейчас для развития экспорта агропродукции из РФ складывается благоприятная международная конъюнктура. Экспорт ключевого сельскохозяйственного товара - зерна - очень ценен, но это сырьевая продукция биржевого спроса, и поэтому желательно было бы дополнить зерновой экспорт продукцией более высоких экономических переделов: например, мясом, полуфабрикатами, мукой, мучными изделиями и т. п.
Главной угрозы для нашего продовольственного рынка, на мой взгляд, могут стать так называемые пищевые фобии, которые усиленно взращиваются некоторыми отечественными СМИ в ежедневном режиме. Следует срочно приостановить практику дискриминирования репутации и компетенций отечественных производителей продуктов питания, работы отечественных контрольно-надзорных органов потребительской сферы.
Эта проблема выросла в целое явление, и пока ему не даны соответствующие оценки, не исследованы негативные последствия для промышленной и экспортоориентированной стратегии.
Представляется, что корни этих "потребительских фобий" появились в момент роста рынка и ввозной экспансии продуктов, это было выгодно импортерам для получения преимуществ на рынке продуктов питания.
Ярким примером этого явления была и остается лженаучная дискредитация использования сухого молока в молочной отрасли. Такая дискредитация привела исключительно к отрицательным последствиям во всех без исключения аспектах.
К "потребительским фобиям" подключились различные лоббисты по различным пищевым технологиям, а также отраслевые маркетологи для использования общественной чувствительности и некомпетентности потребителей в интересах собственных компаний.
Таким образом, в общественное обсуждение вбрасывался целый ряд абсолютно антинаучных, глубоко непрофессиональных идей. Возможно, мало кто задумывается, как мы выглядим со стороны тех стран, куда наши производители предполагают экспортировать мясо и мясопродукты. Все это ослабляет переговорную позицию России в качестве одного из крупных экспортеров мяса и мясопродуктов. Наряду с реальными проблемами, решением задач, связанных с биологической безопасностью производства мяса (в частности с африканской чумой свиней), которые могут быть объективными причинами ограничения нашей экспортной деятельности, мы своими руками создаем поводы, тем самым помогаем потенциальным странам - импортерам наших продуктов защищать свои рынки от наших высококонкурентных компаний.
Учитывая трудности решения проблем биологической безопасности в среднесрочной перспективе, нашим производителям было бы целесообразно более внимательно присмотреться к рынку готовых мясопродуктов, в частности консервной продукции. Предполагаю, что экспорт таких продуктов в страны Африки и Азии будет более эффективен в рамках общих усилий наших компаний, стремящихся активно участвовать в международной торговле мясом и мясопродуктами.