Новости

15.12.2016 22:20
Рубрика: В мире

Учеба с доставкой на дом

В США законодательство обязывает государство создавать условия для обучения по школьной программе детей с тяжелыми заболеваниями. Продолжение учебы в школе, желательно в классе среди сверстников, считается важным для психологической и социальной адаптации ребенка, страдающего от недуга.
Законодательство подавляющего большинства стран обязывает власти создавать все условия для обучения по школьной программе детей с тяжелыми заболеваниями. Учеба в школе, желательно в классе среди сверстников, считается важным элементом психологической и социальной адаптации ребенка, страдающего от недуга. Фото: REUTERS Законодательство подавляющего большинства стран обязывает власти создавать все условия для обучения по школьной программе детей с тяжелыми заболеваниями. Учеба в школе, желательно в классе среди сверстников, считается важным элементом психологической и социальной адаптации ребенка, страдающего от недуга. Фото: REUTERS
Законодательство подавляющего большинства стран обязывает власти создавать все условия для обучения по школьной программе детей с тяжелыми заболеваниями. Учеба в школе, желательно в классе среди сверстников, считается важным элементом психологической и социальной адаптации ребенка, страдающего от недуга. Фото: REUTERS

А когда заболевание вынуждает школьника подолгу отсутствовать на занятиях или оказывает серьезное влияние на его способность к обучению, то руководство учебного заведения вместе с родителями обязано разработать для него индивидуальную программу.

Школьное образование в США в основном государственное, и никаких дополнительных расходов для родителей это повлечь не должно.

Законодательство на федеральном уровне предусматривает перечень из 14 патологий, дающих право на индивидуальный учебный план.

Среди них негативные последствия, которые могут возникнуть после химиотерапии при онкологических заболеваниях, например, нарушения зрения или слуха, функций памяти, а также аутизм, травмы головного мозга, задержки в интеллектуальном развитии и другого недуга.

Законодательство США на федеральном уровне предусматривает перечень из 14 патологий, дающих право учащемуся на индивидуальный учебный план

Родители такого ребенка должны предоставить в школу пакет документов от лечащего врача и уведомить о потенциальных трудностях для его учебного процесса, включая возможные длительные периоды отсутствия из-за необходимости периодического лечения или курсов терапии.

В школе создается специальная группа для ученика, включающая его родителей, преподавателей, медиков и при необходимости других специалистов.

Если негативный эффект от заболевания будет проявляться в течение длительного времени, то для такого ребенка готовится индивидуальный план, учитывающий особенности его состояния. Этот план ставит достижимые с учетом болезни цели на учебный год в различных дисциплинах, а также перечисляет необходимые для обучения ребенка ресурсы.

Например, выезд преподавателя на дом или в больничную палату в периоды лечения, материалы с крупным шрифтом или аудиоматериалы для испытывающих проблемы со зрением или слухом, специальные приспособления в классе для ограниченных в движениях, второй комплект учебников на дому для тех, кому противопоказаны физические нагрузки, небольшие перерывы в расписании на отдых или сон в специальной комнате, если это необходимо.

Периодически группа собирается и оценивает успеваемость учащегося по этому плану, при необходимости корректируя его.

Законодательство обязывает местные власти по возможности максимально держать таких детей в среде сверстников, проводя для них отдельные занятия только в исключительных случаях. Большинство тех, кто учится по индивидуальным планам, до 80 процентов времени проводят в обычных классах.

Впрочем, необязательно страдать серьезным заболеванием, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход.

Например, в штате Массачусетс директор школы обязан обеспечить занятия на дому или в госпитале любому ребенку, если тот из-за лечения пропустит в год более 14 дней.

Это относится как к разовым заболеваниям или травмам, так и к хроническим случаям, когда учащийся периодически вынужден пропускать по несколько дней подряд для лечения.

"Мобильная школа" спешит на помощь

Текст: Алексей Чуриков (Бразилиа)
Согласно бразильскому законодательству, принятому в 1969 году, все ученики, вне зависимости от того, на каком уровне обучения они находятся, в случае наличия врожденных либо приобретенных сложных заболеваний, влияющих на их способность посещать занятия, всецело пользуются поддержкой государства. При этом со стороны властей детям гарантируется особое отношение и индивидуальный подход в решении тех или иных вопросов, связанных с организацией учебного процесса.

В тексте документа также закреплено то, что ученик обязан компенсировать пропуски школьных занятий выполнением домашних заданий под кураторством школы, за которой он закреплен. Но, понимая, что ситуации в процессе лечения могут быть разные и ребенок не всегда в состоянии делать "домашку", законом предусмотрено определенное смягчение требований. Школа никогда не отчислит и не наложит штрафы в виде плохих оценок на детей, состояние которых, подтвержденное медицинским учреждением, не позволяет полноценно вести учебный процесс.

Естественно, из учебного плана таких школьников исключаются дисциплины, несовместимые с планом лечения, текущими показателями здоровья и другими ограничениями физиологического характера. Это, например, обязательная для школ физкультура. Могут быть исключены и отдельные занятия, типа выездов на природу для проведения экспериментов в рамках курса естественных наук.

В частном секторе медицинских услуг также существует ряд программ, нацеленных на полноценное поддержание учебного процесса. Один из крупных негосударственных центров лечения рака у детей более 15 лет предоставляет услугу "Мобильная школа", прошедшую соответствующую процедуру лицензирования и одобрения со стороны министерства образования страны. Ее смысл понятен из названия - пациента, вне зависимости от того, где бы он ни находился, в ходе курса лечения посещают преподаватели, составляющие в каждом отдельном случае индивидуальный курс обучения.

Без привычных классов

Текст: Нива Миракян (Рим)
На апеннинах нашли способ, как обеспечить тяжелобольных детей достойным образованием.

Согласно прогнозам итальянской ассоциации раковых болезней, в период с 2016 по 2020 год число детей с новообразованиями достигнет семи тысяч. Рак среди малолетних в возрасте от одного до 14 лет является главной причиной смертности среди итальянских детей, поэтому местные власти стараются сделать все возможное, чтобы облегчить их без того непростую жизнь.

Это, прежде всего, касается обучения тяжелобольных детей. В частности, при многих итальянских больницах специально для них созданы целые школы, благодаря которым больные малыши могут не только получать знания в наиболее комфортных для них условиях, но и сохранить связь с внешним миром. Проект "больничные школы" финансируется за счет государственного бюджета. Отбор преподавателей ведется на жесткой конкурсной основе.

Как рассказали "РГ" в римской больнице "Джемелли", в этих учреждениях помимо традиционной школьной программы больные дети могут также получить психологическую помощь. Причем в них нет привычных классов - обучение проводится индивидуально, в зависимости от возможностей ребенка.

Уроки проходят на больничной койке

Текст: Анна Розэ (Берлин)
Даже больные дети и подростки в Германии должны посещать школу. Хотя понятие "посещать" в этом отношении иногда не подходит. Ведь учителя или сотрудники ведомства по делам образования сами посещают детей на дому или в больнице. В стране также существуют специальные школы для больных детей.

По германскому законодательству, хроническое заболевание или временная продолжительная болезнь не освобождают несовершеннолетних от обязанности получать образование. Для разрешения о прохождении индивидуального обучения на дому должны быть выполнены следующие условия: ребенок не может ходить в школу более шести недель, он часто из-за болезни пропускает занятия и его общее состояние позволяет принимать участие в учебном процессе.

В разрешении на индивидуальное обучение важную роль играют врачебные отзывы. Конечно, состояние учеников и способность усваивать материал должны быть достаточными для прохождения школьного курса.

Больные дети, даже находясь на неполном домашнем или больничном обучении, могут получать аттестат о прохождении индивидуального обучения

При дистанционном обучении особенно учитывается желание школьников продолжать участие в нормальной жизни, хоть на время забывая о болезни. Возможность преподавания на дому предоставляется также, чтобы уменьшить страх ребенка, который боится, что он отстанет от сверстников или, не усвоив пройденный за время его болезни материал, останется на второй год.

Для урегулирования процедуры родители должны подать заявление в местные образовательные органы, которые решат, кто, где и с какой частотой будет давать уроки.

Формуляры для заявления о домашнем обучении можно получить в каждой школе. Как при домашнем образовании, так и при обучении в больничных школах учитывается степень и величина нагрузки в соответствии с показаниями врачей и самочувствием ребенка. Преподаватели также имеют право принимать экзамены на дому в зависимости от объема пройденного материала.

При этом они сами устанавливают степень трудности и адекватности заданий, консультируясь с врачами.

Больные дети, даже находясь на неполном домашнем или больничном обучении, могут получать аттестат о прохождении индивидуального обучения, в котором указывается объем и содержание курсов, отметки и характеристика школьника.

Каждому дано право на шанс

Текст: Вячеслав Прокофьев (Париж)
Во Франции есть два закона, которые имеют непосредственное отношение к школьникам, страдающим тем или иным тяжелым недугом, детям-инвалидам от рождения или ставшим таковыми в результате несчастного случая, болезни. Первый гласит: все французы и француженки в возрасте от 6 до 16 лет в обязательном порядке должны получить среднее образование. Во втором говорится о "праве на равные шансы" вне зависимости от физического состояния детей и подростков.

Если у школьника серьезные проблемы со здоровьем (к примеру, хроническое заболевание), то для него запускается программа, разработанная министерством национального образования, которая называется "Проект индивидуального сопровождения".

В чем он заключается? Родители совместно с лечащим врачом, а также представителем местного отделения минобразования направляют на имя директора школы соответствующий официальный документ. В нем дается характеристика состояния здоровья школьника, определены связанные с болезнью ограничения, изложены рекомендации преподавательскому составу. Там же идет речь о мерах, с помощью которых следует помогать ему в учебе. Это могут быть дополнительные занятия, посещение школы по особому графику, предоставление транспортных средств, если ребенку затруднительно передвигаться, и так далее.

Если школьник из-за обострения болезни вынужден временно отказаться от посещения школы, то для него организуются занятия на дому

Местные правила, прописанные законодательно, обязывают администрацию учебного заведения, будь то начальная школа, коллеж или лицей (старшие классы), создавать нормальные условия школьнику с проблемным здоровьем.

Есть и поблажки по части написания контрольных работ, сдачи экзаменов: таким ученикам дается дополнительно треть отведенного для этого времени.

В том случае если школьник из-за обострения болезни или по иным причинам вынужден временно отказаться от посещения школы, то для него организуются занятия на дому. К этому могут привлечь преподавателей его школы (им оплачиваются часы за счет специального фонда) или этим могут заняться учителя одного из 65 отделений национальной федерации преподавателей-добровольцев, готовых давать уроки бесплатно детям как у них дома, так и в больницах.

Что касается дисциплинарных мер, то они могут быть применены лишь в исключительных случаях и только после рассмотрения вопроса совместно со всеми лицами, инициировавшими данную программу "Проект индивидуального сопровождения".

Ито не поддался недугу

Текст: Александр Ленин (Токио)
Японские дети, страдающие от онкологических заболеваний и не способные в нормальном режиме посещать обычные образовательные учреждения, могут проходить обучение в стенах больниц. Им предоставляется возможность осваивать программу младших и средних классов, что является обязательным для всех граждан Страны восходящего солнца. Однако все еще остаются сложности с пациентами, желающими обучаться в старших классах.

Японская газета "Тюнити симбун" около года назад опубликовала заметку о мальчике по имени Ёсики Ито. Он страдал от рака и в декабре 2015 года скончался. Паренек проходил лечение в госпитале при Университете Нагоя. Отличительной чертой подростка было безудержное стремление к знаниям.

Ёсики Ито выдержал вступительные испытания в старшие классы еще до того, как его состояние заметно ухудшилось. Некоторое время спустя он был госпитализирован и по медицинским показателям не смог ходить в обычную школу.

Госпиталь, в котором лежал Ито, не предоставлял возможность обучаться в старших классах. На территории всего нескольких японских регионов, включая Токийский столичный округ и префектуру Окинава, где в больницах можно продолжить постигать науки после 9 класса. В остальных случаях необходимо обращаться со специальным прошением в органы местной власти.

Ито был борцом и не собирался сдаваться. Он составил письмо и направил его в администрацию префектуры Айти, где высказал просьбу включить программу старших классов в обучение при госпитальной школе. Чиновники рассмотрели обращение и пошли навстречу мальчику. Его и некоторых других пациентов стали посещать учителя. Педагоги приходили три раза в неделю в палаты к ребятам.

Преподаватель Такаси Ямагути, который занимался с Ёсики Ито, рассказал журналистам, что парень был чрезвычайно старательным. По признанию педагога, он был готов обучать молодого человека на дому, когда тот покинул стены больницы, однако это запрещено японским законодательством. Еще одна проблема, которую предстоит решить.

В мире США