Напомним, что 9 декабря парламент Республики Корея объявил президенту страны Пак Кын Хе импичмент, обвинив ее в различных нарушениях. Пак теперь временно отстранена от власти до решения Конституционного суда по поводу импичмента. На смещение Пак Кын Хе серьезное влияние оказали массовые протесты, прокатившиеся по всей Южной Корее. В ходе акций, которые носили подчеркнуто мирный характер, миллионы корейцев потребовали ухода Пак Кын Хе. Символом движения стали свечи, которые участники демонстраций несли в руках. Бывший глава основной оппозиционной Демократической партии "Тобуро" Мун Чжэ Ин является одним из наиболее активных участников движения за смещение Пак Кын Хе.
Хотя помощник политика с самого начала пресс-конференции попросил журналистов сконцентрироваться "только на революции свечей и сопутствующей ситуации", однако беседа по сути превратилась в презентацию Мун Чжэ Ином своей предвыборной платформы. Судя по заявлениям, Мун, в случае своей победы на ближайших президентских выборах, намерен серьезно изменить внешнеполитический курс Сеула.
В отношении своих будущих планов Мун Чжэ Ин не стал говорить загадками и выразился предельно ясно. "Если я смогу принять участие в президентских выборах в качестве кандидата, то это безусловно будет для меня очень большой честью", - заявил он, подтвердив амбиции на пост главы государства.
Далее Мун, признав вопрос о планах по размещению в Корее комплексов ПРО США THAAD "крайне чувствительным и сложным", все же опять же четко обозначил свою позицию, призвав как минимум отложить это решение и попытаться договориться с Москвой и Пекином по этому вопросу. "Если говорить коротко, то моя позиция такая же, как у всей Демократической партии "Тобуро": с размещением комплексов ПРО США в Корее не надо торопиться, это решение должно быть передано следующему правительству нашей страны… Здесь необходимо взвесить все "за" и "против", приняв осмысленное и рациональное решение. Нам следует провести полноценное всенациональное обсуждение этого вопроса, а также предпринять гораздо больше усилий по убеждению и диалогу по данному вопросу с Китаем и Россией, который выражают обеспокоенность в связи с возможностью размещения на нашей территории американских противоракетных систем", - отметил он. Мун Чжэ Ин указал, что "в настоящей ситуации, когда президенту Пак Кын Хе объявлен импичмент, нельзя торопиться с подобным важным вопросом, не следует спешить и торопиться с размещение ПРО". Оппозиционный политик подчеркнул, что нынешнее правительство РК во главе с Пак Кын Хе "не провело никакого обсуждения, а лишь попыталось протолкнуть" планы по комплексам США.
Данная позиция наиболее вероятного претендента на пост следующего президента Республики Корея идет вразрез с недавними заявлениями высокопоставленных представителей военных ведомств США и Южной Кореи, которые отметили, что "планы по ПРО в Корее будут реализовываться несмотря на импичмент". В качестве вероятных сроков появления в Корее батареи ПРО США THAAD были названы как май, так и период с августа по октябрь следующего года.
Мун Чжэ Ин также дал понять, что хотел бы очень сильно скорректировать курс Сеула в отношении Пхеньяна. Юг в последние годы сделал ставку на одностороннее жесткое давление и "удушение" КНДР режимом санкций и прочими способами. "Сейчас уже все совершенно очевидно: политика президентов Ли Мен Бака и Пак Кын Хе, которые пытались решить все проблемы, связанные с КНДР, только давлением, провалилась. Межкорейские отношения зашли в полный тупик, хуже некуда, введены разнообразные санкции, но КНДР при этом осталась, продолжая развивать и совершенствовать ракетное и ядерное оружие. Только давлением ничего не добиться. Мы должны предложить Пхеньяну не только путь конфронтации, но и возможность для участия в диалоге", - отметил Мун Чжэ Ин, выступив за "соблюдение всех предыдущих межкорейских соглашений о сотрудничестве и активизации связей". Вместе с тем, политик отметил, что Сеул "не может отказаться от итоговой цели всех усилий, которые нацелены на итоговую денуклеаризацию всего Корейского полуострова и решение ядерной проблемы КНДР".
Мун также предостерег Пхеньян от возможных действий по дестабилизации ситуации в Южной Корее, о возможности чего в последние дни неоднократно заявляют южнокорейские и американские "ястребы". "Если действительно Север, неверно истолковав нашу ситуацию, предпримет какие-либо провокации, то наш народ этого не простит. Я первым возглавлю это движение", - заявил Мун, говоря о готовности решительно противостоять всем попыткам вмешательства извне.
Политик также выступил за укрепление союзнических отношений с главным военно-политическим партнером Южной Кореи - Соединенными Штатами. "Я считаю крайне важным приложить максимум усилий для того, чтобы укрепить наше сотрудничество с США". По поводу будущей политики избранного президента США Дональда Трампа, в отношении чего в Сеуле сейчас ходит множество слухов и спекуляций, Мун выразил мнение, что "политика новой администрации США в отношении Южной Кореи вряд ли заметно изменится". С другой стороны он признал, что пока сложно делать какие-то точные прогнозы, учитывая отсутствие пока заявлений со стороны Трампа о новой концепции внешней политики Вашингтона.
Японии же был послан сигнал, что отношения будут непростыми. "Я считаю, что мы должны отказаться от подписанного президентом Пак Кын Хе соглашения с Японией по поводу "сексуальных рабынь" и порядка компенсации. Нам не нужны деньги. Нашему народу необходимо четкое и однозначное признание руководством Японии преступлений и ошибок прошлого, а также извинения по этому поводу", - подчеркнул Мун Чжэ Ин.
Справка "РГ"
Вот уже несколько недель Мун Чжэ Ин стабильно занимает первое место при опросах общественности по поводу наиболее популярного политика и лучшего кандидата на должность президента страны. Второе-третье место делят, как правило, еще один близкий к оппозиционным силам политика - мэр города Соннам Ли Чжэ Мён и нынешний генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, которого считают умеренным консерватором. Согласно опросу, проведенному 12-14 декабря 2016 г. среди 1514 корейцев в разных регионах страны, за Мун Чжэ Ина высказались 24 процента респондентов. Следом идет генсек ООН Пан Ги Мун - 19,5 процента, на третьем месте - мэр Соннама Ли Чжэ Мён с 16,1 процента.