Об этом в Вашингтоне заявил Рон ван Руден, глава миссии МВФ, которая в ноябре в Киеве проверяла соблюдение украинскими властями обязательств перед фондом, в том числе при подготовке бюджета страны на следующий год. От заключения миссии зависит выделение Киеву четвертого транша на сумму 1,3 миллиарда долларов, которое ожидалось в декабре, однако недавно в МВФ признали, что это произойдет не ранее начала следующего года. Задержка транша угрожает финансовой стабильности, предупредила глава Национального банка Украины Наталья Гонтарева.
Стандартная практика МВФ - не выдавать кредиты, если страна объявила дефолт по суверенному долгу. И украинский долг перед Россией у МВФ сидит, как заноза, объясняет заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин.
"Фонд озабочен не интересами России и не отношениями России и Украины, а тем, что создается ситуация двойных стандартов, негативный прецедент, размывающий основы международных финансовых институтов, - отмечает экономист. - Если оказывается, что по суверенному долгу можно не платить, просто объявив его политически мотивированным, это повышает риски государственных заимствований по всей линейке развивающихся стран. Для фонда это означает огромные неудобства в работе с другими заемщиками".
Фонд свою озабоченность регулярно транслирует, когда подходит время решения по очередному траншу Украине. После этого украинские власти вроде бы начинают ломать голову, как договориться с российским министерством финансов, но потом кивают на несговорчивость Москвы. Совет директоров фонда разводит руками и одобряет транш. Так почти со стопроцентной вероятностью будет и на этот раз, и в конечном итоге дело решит Высокий суд Лондона.
Вместе с тем злополучный долг служит дополнительным рычагом давления на Киев: постоянной угрозой "принять его во внимание" фонду удается принуждать украинские власти к дополнительным уступкам. Всего на протяжении следующих двух лет Украина рассчитывает получить от МВФ еще 9,7 миллиарда долларов.