Штат Федеральной службы судебных приставов увеличивается на 375 человек - в целом по стране. Новые сотрудники как раз и займутся работой с коллекторами. По оценкам экспертов, количество коллекторских агентств после начала действия новых правил должно сократиться в несколько раз.
Напомним, с будущего года вступает в силу закон, который вводит жесткие требования к коллекторам. Их общение с должником будет ограничено определенными рамками. Нельзя, например, беспокоить человека ночью. Нельзя донимать его родных и знакомых. И так далее.
А за самими коллекторами установят жесткий контроль. Служба судебных приставов начнет вести реестр фирм, занимающихся подобной деятельностью, и в целом будет контролировать их работу. Вплоть до того, что коллекторам пропишут требования к оборудованию и программному обеспечению, которое они должны иметь.
В свою очередь, Минюст (министерству подведомственна служба судебных приставов), будет осуществлять нормативно-правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей по денежным обязательствам, которые возникли у них в результате осуществления предпринимательской деятельности.
Вряд ли надо кому-то напоминать, какую славу заработали себе коллекторы в последнее время. Еще несколько лет назад никто и не знал такого слова "коллектор", оно было каким-то узкоспециальным. Но зато теперь уже никому, даже далеким от юриспруденции людям, не надо объяснять, кто такой коллектор. Это человек, который не знает границ. Он может избить, изнасиловать, и даже бросить зажигательную смесь в детскую колыбель. Так что тем, кто работает на этой ниве добросовестно (а такие есть), даже после наведения порядка в профессии, еще долго придется отмывать репутацию коллекторов.
На сегодняшний день, по данным службы судебных приставов, зарегистрировано 553 тысячи организаций, так или иначе связанных с функцией взыскания долгов. Но для многих эта функция записана в качестве дополнительной. Вполне возможно, что иная фирма и вовсе не занимается коллекторством, а записала себе такую работу впрок. Теперь таким компаниям придется определиться: или взыскание долгов, или другой бизнес. По закону, коллекторство может быть только основной и единственной деятельностью.
"Закон предъявляет серьезные требования к самому юридическому лицу, которое будет вправе заниматься коллекторской деятельностью, - рассказал недавно "РГ" директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. - Мы настраиваемся на жесткий контроль в этой сфере, у нас есть стремление и желание наладить конструктивный диалог с теми легальными организациями, которые останутся на рынке. Мы заинтересованы в том, чтобы развивался сегмент негосударственного непринудительного исполнения. Это должно быть удобно и выгодно для всех".
Он особо подчеркнул, что негосударственные организации должны заниматься именно непринудительным исполнением. То есть работать там, где есть возможность мирно договориться. По сути коллекторы должны стать посредниками по примирению.
Один из инструментов коллектора: скупка долга. И после этого коллекторское агентство сможет обращаться, как профессиональный взыскатель, в службу судебных приставов. При этом Артур Парфенчиков особо обратил внимание, что процедура продажи должна быть прозрачна, с учетом позиции должника.
"Должен быть консенсус, не должно быть насилия, - сказал глава ведомства. - Цивилизованные коллекторские агентства должны быть главными нашими союзниками в наведении порядка в этой сфере. Будем искоренять саму попытку заниматься коллекторской деятельностью вне рамок цивилизованной регистрации".
Он подчеркнул, что надо разделять возможные нарушения коллекторов и откровенную уголовщину. Если коллекторы, например, сделают лишний звонок должнику (а процедура общения с должником регламентирована, в том числе ограничено число звонков) или потревожат его в неурочное время, это будет административное правонарушение. За это фирме грозит серьезный штраф.
В таком случае коллекторы превысили свою компетенцию, и разбираться с ними будет служба судебных приставов. Если же кто-то бросает бутылку с зажигательной смесью в квартиру должника, это уже не коллектор, это уголовник. Соответственно, материалы будут направляться в правоохранительные органы.