Новый фильм Кончаловского рассказывает историю офицера СС Хельмута (Кристиан Клаусс), который прибывает в концлагерь расследовать коррупционные преступления и встречает среди заключенных любовь своей юности - русскую княгиню Ольгу (Юлия Высоцкая). Та вступила в ряды французского Сопротивления и попала в лагерь смерти за то, что в оккупированной Франции она укрывала от гестапо еврейских детей. После показа фильма Андрей Кончаловский пообщался с представителями российской прессы.
На вопрос о том, какой реакции на свой фильм он ждет от немецких зрителей, режиссер ответил развернутым размышлением о современном состоянии немецкой нации.
- Я нахожу состояние немецкой нации катастрофическим, - сказал Кончаловский. - Не из-за миграции, не из-за того, что они оккупированы Америкой. Оккупированы в буквальном смысле - со времен Второй Мировой войны и до сих пор там находятся 80 тысяч американских солдат. Но катастрофическое состояние у нации из-за того, что ей в голову вбили чувство вины. Одно дело, когда чувство вины возникает спонтанно и у того поколения, которое может на себя взять ответственность. Но совсем другое - вбить в головы людям такой страх быть политически некорректными, что они пугаются собственной тени. На это страшно смотреть. У них нет культуры, она абсолютно уничтожена. Я надеюсь, что возникнет опять великий германский дух. Это не значит, что этот дух должен привести к нацизму. Германский дух - это Гегель, это Ницше, это Шопенгауэр. Это та часть европейской культуры, без которой не существуем даже мы.
Потому что на нас повлияли и Гегель, и Ницше, и Шопенгауэр - даже на Владимира Ильича (Ленина - Прим. ред.). Думаю, что немцы будут смотреть эту картину с ужасом, постоянно оглядываясь по сторонам и боясь сказать, что они думают по этому поводу. Я вот с ними говорил, они опускают глаза и краснеют. Это очень тяжело для них. Но это поколение ни в чем не виновато! Это их дедушки попали в эту трагическую, мутную, страшную реку нацизма. Но дети и внуки причем? Отсюда у них начинается сублимация, появляются бритоголовые и другие отморозки. Конечно, и для меня "Рай" - неоднозначная картина, потому что главный герой - очень привлекательный молодой человек. Но в этом-то и ужас.
Режиссера также спросили о том, возникали ли трудности из-за того, что "Рай" - проект международный, а члены съемочной группы были из Франции, России и Германии.
- Главная сложность этого столкновения менталитетов заключалась в том, что люди, работающие у меня в группе, не думают о часах. О них я должен думать. Они не думают о том, когда начать и закончить работу, работают эмоционально вовлеченными. А в Германии - либо прямо, либо поперек. По диагонали ничего не происходит. Им было странно, что мы задержались на два часа и снимаем что-то. Им было странно, когда мы снимали шесть часов в день, вместо двенадцати. Приехали, сняли и закончили. Мы уехали, а они остались еще на шесть часов - дорабатывать свою зарплату, хотя делать было нечего. В этом смысле две ментальности не совпадают. Мы их понимаем, они нас - нет. Если говорить об артистах,никаких проблем не было - их увлечение материалом было таким, каким должно быть.
Чуть позже Кончаловский, правда, признался, что многие немецкие актеры отказываются от ролей нацистов.
- Самое интересное, что актеры, которые живут в восточной части Германии, которая была советской, они с удовольствием играют нацистов. Все, кто из западной части, не хотят категорически. Это очень интересный момент, что-то с психологией, видимо. Они до сих пор боятся - там им это вколотили. У нас немцы, исполнявшие главные роли, - все из Восточной Германии.
В "Рае" Кончаловский использует интересный и не самый распространенный художественный прием. Примерно 45 минут из двухчасового фильма - это монологи главных героев, оказавшихся один на один с неподвижной камерой. Кому герои рассказывают истории своей жизни (фактически - дают показания, потому что выглядит это как съемка сцен допроса), становится понятно с первых минут, и привносит в фильм дополнительное измерение.
- Написать сценарий, где полкартины люди просто смотрят в камеру на крупных планах и говорят - это в определенном смысле полное безумие, - признался режиссер. - Если бы я такой сценарий дал какой-нибудь голливудской студии, мне бы сказали: "С ума, что ли, сошел?" Поэтому, слава богу, что я сейчас живу в России, где такие безумства могут проходить.
Слово "рай" в фильме звучит из уст героев неоднократно - и каждый вкладывает в него свой смысл, далеко не всегда религиозный. Но журналистов заинтересовало, верит ли Андрей Кончаловский в рай именно в библейском смысле этого слова.
- Я могу ответить на этот вопрос словами Сергея Капицы: "Я православный буддист", - заявил Кончаловский. - Рай начинается еще пока мы живы. Вы можете оказаться там, если у вас гармония внутри. Рай - это понятие объемное. А что там будет дальше, мы не знаем. И слава богу!
"Рай" выйдет в российский прокат 19 января.