Ученый предложил новый способ привлечения людей на Дальний Восток

Проект федерального бюджета на 2017-2019-е предусматривает в будущем году снижение финансирования госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" более чем на 40 процентов. Для ДФО, отстававшего и до сих пор отстающего от других российских макрорегионов, это урезание может стать очень болезненным. Чего ждать в данной ситуации, рассказал "РГ" доктор экономических наук, профессор Александр Латкин.

Александр Павлович, в последние десять лет федеральный центр уделял особое внимание ДФО, был объявлен "поворот на Восток"...

Александр Латкин: Да, внимания было оказано много. Ключевым моментом стал проведенный во Владивостоке в 2012 году саммит АТЭС, готовиться к которому начали с 2007-го. Существует рожденная в муках "Стратегия развития Дальнего Востока-2025", где прописаны цели, которых нужно добиться во всех субъектах округа. Вслед за ней приняты программы с конкретными мероприятиями, в которые включены крупные инвестиционные проекты. Благодаря всему этому сделано многое.

Государство проявило мудрость, предусмотрев, что крупные проекты будут финансироваться из разных бюджетов - федерального, региональных, муниципальных, а также внебюджетных источников. Этот принцип используется во всем мире - ни один зарубежный инвестор не "придет", если не увидит, что в тот или иной крупный объект не вкладывается государство. Если оно заинтересовано - то рискует, и инвестор тоже может рискнуть.

И тем не менее приходится слышать, что все это не принесло ожидаемого результата.

Александр Латкин: На самом деле позитивных эффектов много. Проведена модернизация морских портов в Приморском и Хабаровском краях. Построены нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток", наконец, такое мощное предприятие, как космодром Восточный.

Огромные вложения сделаны в инфраструктуру. Помните, как несколько лет назад трассу из Читы во Владивосток на желтой "Ладе Калина" тестировал сам президент? После этого ее почти привели в порядок. Во Владивостоке соорудили новый аэропорт, в Южно-Сахалинске закончили ремонт взлетно-посадочной полосы, в Петропавловске-Камчатском ее построили, там же будут создавать аэропортовый комплекс.

Но самое главное - благодаря всему этому начала меняться психология поведения делового мира Дальнего Востока, а часть молодежи сделала вывод, что здесь есть перспективы. Статистика показывает, что темпы оттока населения из ДФО замедлились. Так, в Приморье число жителей, учитывая показатели естественной убыли, сокращается всего на тысячу человек в год против десятков тысяч несколько лет назад. И это достижение.

Федеральный центр инициировал несколько идей, которые дали людям понять, что Дальний Восток нужен. Такой подход заставляет местные власти и бизнес шевелиться

Кроме того, федеральный центр инициировал несколько идей, которые дали людям понять, что Дальний Восток нужен. Я говорю о территориях опережающего развития, свободном порте Владивосток и "дальневосточном гектаре". Такой подход заставляет местные власти и местный бизнес шевелиться.

Но я могу с ходу назвать несколько примеров того, что было намечено, но не сделано до сих пор.

Александр Латкин: Да, сорвано выполнение большого количества планов. Например, в Приморье не реализован проект строительства нефтехимического комплекса стоимостью 173 миллиарда рублей, первый этап которого планировалось завершить к 2016 году. Так и не сооружен в крае завод по сжижению природного газа. Список можно продолжить.

Но дело не только в этом. Кроме отсутствия дисциплины в выполнении намеченных работ мы продемонстрировали отсутствие ориентира на эффективную эксплуатацию. Запустили во Владивостоке "Аэроэкспресс", но имеем от него убытки. С опозданием на четыре года сдали океанариум, и всего через два месяца закрыли его на техобслуживание. А зарубежные инвесторы все это видят и не торопятся вкладывать деньги.

В Приморье статистика демонстрирует сокращение в 2015-м инвестиций в основной капитал к предыдущему году более чем на десять процентов и на 4,5 процента - в первом полугодии 2016 года к аналогичному периоду 2015-го. К тому же удельный вес убыточных предприятий в среднем и крупном бизнесе превысил 27 процентов.

Более того, исследования международной комплексной экспедиции, которую мы провели осенью прошлого года во всех четырех субъектах ДФО, граничащих с КНР, показали: половина опрошенных предпринимателей в них считает, что за последние три года инвестиционный климат не изменился, а 14 процентов назвали его неблагоприятным. ("Экономика Дальнего Востока" писала об этом в выпуске от 21 января 2016 года.)

А как отразится урезание финансирования программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" на дальнейших планах развития нашего макрорегиона?

Александр Латкин: Пока нет ясности, какие аспекты оно затронет и как вообще будет выглядеть. Но ни в федеральном, ни в региональных бюджетах лишних денег нет. И следующий год тоже будет очень тяжелым. Насколько мне известно, часть объектов, включенных в документ, решено перевести под юрисдикцию отраслевых министерств. Не будем далеко ходить, это касается, к примеру, автодороги Владивосток - Находка - Восточный, которую обещали достроить к 2022 году. Но удастся ли обеспечить надлежащий контроль над реализацией проекта? Также хочется понять, что будет в сложившихся условиях с софинансированием на региональном и муниципальном уровнях. Какие из заявленных объектов станут доделывать в первую очередь? Планируют ли новые? Во Владивостоке, перегруженном автомобилями, давно назрела необходимость строительства кольцевой автодороги, но найдут ли на это деньги? Чего ожидать от трассы Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре, затопленной три года назад и до сих полностью не восстановленной? Останутся ли в планах дороги из Хабаровска в Ванино и Николаевск-на-Амуре?

Нынешние выпускники дальневосточных вузов охотнее устраиваются на госслужбу, чем идут в предприниматели

И снова о психологии. Сейчас настроения возвращаются к тем, что были пять-десять лет назад: ничего не доделали, финансирование сокращают, надо уезжать. В последнее время я то и дело опять слышу от бизнесменов полузабытое уже: "Надо сворачивать бизнес, здесь больше делать нечего".

Теперь пришло время задать вечный вопрос: "Что делать?"

Александр Латкин: Нужно понять, что на всех уровнях -  федеральном, региональном, а также корпораций и предприятий - надо принимать продуманные решения, привлекая экспертное сообщество, в том числе ученых и бизнес.

Необходимо внимательнее относиться к тратам. В последние годы в ДФО как грибы после дождя растут структуры, призванные помогать бизнесу. На их содержание тратят десятки миллионов бюджетных средств. Как-то я поинтересовался у представителя краевой власти, насколько эффективно эти ведомства работают. Но конкретного ответа не получил - оказалось, что нет критериев оценки. Я бы делал так: за год работы с помощью новой структуры казна должна пополниться как минимум на сумму, потраченную на содержание. В противном случае организацию следует закрыть, как это делается во всем цивилизованном мире.

Нужно оценить работу законов о территориях опережающего развития и свободном порте Владивосток. Прогнозы по их вкладу в ВРП и созданию рабочих мест были довольно оптимистичны, но на деле все идет не слишком гладко. И в условиях кризиса показатели, вероятно, будут снижаться.

Одна из главных задач - повысить привлекательность предпринимательства у молодежи. Нынешние выпускники дальневосточных вузов охотнее устраиваются на госслужбу или в госкорпорации - там им гарантированы доход и возможность двигаться по карьерной лестнице, без большой ответственности за результаты своего труда.

Кроме того, я предлагаю перейти от идеи ТОР к идее создания территорий комфортной жизни людей. В ее рамках надо реализовывать выгодную для конкурентоспособного бизнеса тарифную политику, заставить безупречно работать коммунальные службы, органы правопорядка, вывести здравоохранение, образование, социальное обслуживание на уровень не ниже столичного. Для начала требуется создать на Дальнем Востоке хотя бы один пилотный проект. Я уверяю, через пять лет на этой территории станет намного больше людей, туда приедут в том числе и квалифицированные специалисты, будет сформирован активный рынок, и значит, пойдут инвестиции для появления высокотехнологичных производств.