В мордовском селе из-за ошибки земельный налог вырос в 35 раз

В незавидной роли "плантаторов поневоле" оказались шесть пенсионеров из поселка Инсар Кадошкинского района. Если раньше за участки в несколько соток в глубинке с них взимали налог порядка двух сотен, то в этом году сельчане получили квитки с требованием уплатить от 3,5 до 12 тысяч рублей. Вместе с ними многотысячный налог на землю чиновники начислили и умершей несколько лет назад женщине. Возмущенные люди обошли все инстанции, но правды не добились. В запутанной ситуации разбиралась "РГ".

Налог на пепелище

Отыскать затерявшуюся в лесопосадках близ железной дороги маленькую станцию Инсар оказалось непросто - наша машина долго блуждала по заснеженной трассе. О таких местах говорят - "глушь". Если летом здесь проживает около 200 человек, то зимой поселок пустеет - в ранних сумерках окошки светятся лишь в редких домах.

- На нашей улице почти никто не живет, видите - все соседние избы стоят пустые. Когда ночами за окном вьюга воет, мне одной даже жутко бывает, - рассказывает местная жительница Галина Фадеева.

Манеры выдают в собеседнице бывшую горожанку. Жильем в Инсаре женщина обзавелась 18 лет назад. Домик в два окошка, у крыльца заливисто лает лохматый пес Мухтар, во дворе под навесом аккуратно сложены дрова - вот и все хозяйство.

- Участок у меня 17 соток, засаживаю из них только две - вон до той яблони. Больше не под силу - я онкобольная, семь лет назад перенесла операцию, - вздыхает Галина Владимировна. - В прошлом году за землю заплатила 180 рублей с мелочью. А тут в августе принесли новое извещение, я глазам не поверила: 6580 рублей! В 35 раз больше, как будто у меня поля в десятки гектаров!

Обладателями обширных угодий почувствовали себя в этот день еще несколько сельчан: Нина Кузина, Андрей Терешкин, Василий Квашнин, Раиса Мещерякова. В полученных ими платежках тоже значились четырехзначные суммы. А рекордсменкой стала приезжая из Москвы Елена Бибикова, владелица участка в девять соток: ей начислили за землю 12 тысяч рублей.

- Кроме нас извещение с требованием уплатить непомерный налог пришло на имя умершей женщины - ее нет уже лет пять. После ее смерти дом был продан какой-то бабушке, а потом сгорел вместе с новой хозяйкой, - рассказывает собеседница.

Квиток с суммой налога около 5000 рублей принесли прямо на пепелище.

Всем остальным жителям Инсара начисления за землю были сделаны в прежнем размере.

"Трехэтажка" с печью-голландкой

Поначалу новоиспеченные "латифундисты" решили, что произошло недоразумение, которое легко исправить.

- Начали мы с поссовета. Там нам сказали, что данные по нашим участкам предоставили прежние: к примеру, стоимость моего надела осталась такой же, как год назад, - 56 тысяч рублей, - рассказывает Галина Фадеева. - Аналогичную сумму мне назвали в районной Кадастровой палате. Нам посоветовали обратиться выше. Мы наняли машину и поехали в Саранск.

Преодолев неблизкий путь, сельчане направились в республиканский филиал Федеральной кадастровой палаты, где их ожидал неприятный сюрприз.

- Мне сказали, что никакой ошибки нет, и выдали справку о том, что по результатам последней оценки, проведенной в 2011 году, стоимость моих соток - 2 миллиона 156 тысяч рублей, - делится Галина Фадеева. - Я спросила: "А вы купите мою землю за эту цену? Если возьмете - я вам еще и дом в придачу отдам!" Выяснилось, что такие данные предоставил региональный Госкомитет имущественных и земельных отношений. Мы пошли туда...

В ведомстве пояснили, что обследование на предмет стоимости земельных участков в Мордовии проводила фирма "ФинГрупп" из Тамбова, с которой был заключен договор. Но сейчас эта организация уже обанкротилась - стало быть, претензии предъявлять некому.

- Кто-то из чиновников еще обронил: "А что вы хотите? У вас по документам - трехэтажный дом!", - вспоминает женщина. - Судя по всему оценщики даже не выезжали на место. Да что говорить: смотрите сами, какие у меня хоромы!

"Трехэтажный особняк" Галины Фадеевой при ближайшем рассмотрении оказался маленькой деревянной избушкой: сени, терраса, чердак, оборудованный под летнюю мансарду. Зимой хозяйка с тремя пушистыми кошками ютится в единственной отапливаемой комнате площадью в 18 "квадратов". Газа нет - в морозы домик согревается печкой-голландкой.

Цена ошибки

Чем дольше ходили сельчане по инстанциям, тем больше происходящее смахивало на фарс. В районной прокуратуре им посоветовали обратиться в суд. Но в суде заявили, что в данном случае одних заявлений недостаточно - для рассмотрения исков о земельных спорах необходимо заключение независимого оценщика.

- Когда мы обратились в оценочную компанию, нам сказали, что услуги по оценке участков для судебного разбирательства обойдутся каждому из нас от 10 тысяч рублей и выше, - говорит Галина Фадеева. - К тому же суд может назначить потом своих оценщиков - чтобы проверить результаты уже проведенной экспертизы. А оплачивать все издержки в итоге придется нам.

Последней надеждой сельчан стало обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при республиканском Управлении Росреестра. Там им посочувствовали - признали, что в данном случае ошибка налицо, однако исправлять ее землевладельцам придется за свой счет - без проведения независимой оценки заявления у них не примут.

- Нас по второму кругу направили в Госкомимущество. В последнем ответе за подписью руководителя этого ведомства Алексея Фонова, который мы получили в ноябре, говорится о том, что в адрес той самой обанкротившейся тамбовской фирмы "ФинГрупп" направлен список земельных участков - в том числе и наших - для устранения ошибок. Но какой смысл обращаться в организацию, которой уже не существует? - вопрос собеседницы повисает в воздухе...

"Статьей 24.18 Закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии при Росреестре", - отмечается в письме. Ссылаясь на один и тот же закон, чиновники разных ведомств делали противоречивые выводы.

- Мы исполнители, - заявила "РГ" начальник отдела регулирования земельных отношений Госкомимущества РМ Татьяна Коновалова. - Тамбовская организация, производившая оценку, выиграла аукцион. То, что она потом обанкротилась, - не наша вина. Оценка была проведена в соответствии с требованиями закона.

- Кадастровая оценка была проведена с ошибкой, - прокомментировала ситуацию секретарь комиссии по рассмотрению споров при региональном управлении Росреестра Галина Переведенцева. - Но для обращения в нашу комиссию, согласно ФЗ N135, необходимо представить отчет о рыночной стоимости. А это деньги - и немалые. Я направила посетителей в Госкомимущество. Сейчас им нужно вновь обратиться туда.

"Мы плюнули - и заплатили"

Тем временем наступил конец ноября - последний срок уплаты налогов на имущество.

- Мы подсчитали, что судебное разбирательство каждому из нас обойдется в сумму около 30 тысяч рублей - деньги для сельских пенсионеров неподъемные. После трех месяцев мытарств мы плюнули и решили заплатить налог - так дешевле, - вздыхает Галина Фадеева.

Пенсия у 62-летней собеседницы - 11 тысяч рублей. Чтобы заплатить за землю, женщина взяла деньги в долг. Ее односельчанину и товарищу по несчастью Андрею Терешкину, которому за участок начислили более 7000 рублей, пришлось зарезать теленка.

Еще одну заявительницу, Нину Кузину, дома застать не удалось - после хождений по кабинетам она попала в больницу.

- Вот получила пенсию в восемь тысяч, половину пришлось отдать на уплату налога, остальное - потратила на лекарства, - грустно поведала она по телефону.

Общая сумма, уплаченная шестерыми инсарскими пенсионерами за землю под огородами, составила почти 50 тысяч рублей. Это без учета тех денег, которые они потратили на поездки в Саранск.

...На выезде из поселка нашу машину остановила Раиса Мещерякова - стоя в сумерках на обочине, пожилая женщина отчаянно махала руками.

- Мой дом - крайний у дороги. Давно вас жду, окоченела вся, - сбивчиво объясняла она, прижимая к груди папку с бумагами. - Вот у меня все документы - и на дом, и на землю. Помогите, пожалуйста! А то мы уже не знаем, куда идти. Ведь что обидно - остальным десять рублей прибавили, а нам - тысячи! Закон же один для всех. Или как?.. Говорят - ошибка вышла. Но почему ошибаются чиновники каждый раз не в нашу пользу? И почему расплачиваться за нее должны мы?..

Компетентно

Валентина Левина, юрист:

- Инсарские пенсионеры обращались ко мне за советом. Оценка земельных участков производилась в 2011 году. Новый порядок уплаты налога на имущество исходя из кадастровой стоимости вступил в силу в 2015 году. В 2016-м землевладельцам принесли извещения за прошлый год по результатам последней оценки. В чем может заключаться ошибка? К примеру, у Галины Фадеевой дом находится в долевой собственности - он оформлен на нее и на сына. Оценщики могли указать, что на участке находится многоквартирный жилой дом. Или земли населенных пунктов рассчитать по другой шкале - как земли сельхозназначения. Как результат - в обоих случаях суммы в отчетах возрастут в несколько раз. А судебная процедура по оспариванию кадастровой стоимости земли не только очень сложна, но и весьма затратна. Знаю, что ряд крупных фирм оспорил в суде суммы по земельному налогу. Но для рядового гражданина это бывает просто непосильно.