издается с 1879Купить журнал

Подводная флотилия

В Евпатории нашли кладбище затонувших кораблей

15 декабря 2016

Специалисты Черноморского центра подводных исследований нашли в Евпатории пять деревянных кораблей XIX века при обследовании акватории, предшествующему реконструкции городской набережной им. Терешковой.

- Реконструкция предполагает строительство двух новых причалов, мы проводили археологическую разведку на этих объектах, - рассказал "РГ" директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Казанник.

Один затонувший корабль находится в 70 метрах на северо-восток от причала N 47 на траверзе церкви Святого Ильи. Исследователи обнаружили латунную обшивку судна, а коллекцию центра пополнила деревянная курительная трубка середины XIX века. Второе деревянное судно, потерпевшее кораблекрушение, находится в районе Конского пляжа (Солярис).

Суда находятся на небольшой глубине, всего около трех метров, на площади длинной 1200 и шириной 55 метров. Все корабли затонули в разное время и при разных обстоятельствах. Пока известно, что два из них являются купеческими грузовыми судами, входившими в союзническую эскадру времен Крымской войны.

- Их останки находятся в акватории современного яхт-клуба, - рассказал "РГ" замдиректора по науке Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев. - Судя по всему, они затонули во время знаменитого шторма 14 ноября 1854 года, когда союзники потеряли у берегов Крыма около 60 кораблей. Видимая часть одного из этих кораблей составляет 27 метров. Можно предположить, что его полная длина около 40 метров.

Происхождение других судов пока неизвестно, как и более точные данные о них. Эти сравнительно небольшие суда находятся в стороне от двух других кораблей и относятся к концу XIX века.

- Все находки пока не идентифицированы, мы не знаем их названия, год постройки, кто был их владельцами, - сообщил ученый. - Многое выяснится в ходе дальнейших, более детальных исследований. В процессе разведки мы подняли много предметов, в основном это пули, металлические накладки и нашивки времен Крымской войны, керамика. Все они пополнили нашу коллекцию.

Специалисты Черноморского центра подводных исследований намерены обратиться в правительство Крыма с предложением, чтобы найденным кораблям присвоили статус объектов культурного наследия.

Справка "РГ"

Ураган, обрушившийся на Черное море 2 (14) ноября 1854 года, нанес непоправимый урон армии союзников, принимавших участие в Крымской кампании. В Балаклаве и Евпатории в общей сложности затонуло около 60 паровых и парусных кораблей союзников. Только на рейде Балаклавской бухты затонуло 30 больших и малых судов. Стихия разбила их о скалы. В этой буре погиб и парусно-винтовой фрегат "Принц", породивший массу легенд и до сих пор будоражащий умы кладоискателей. На его борту якобы находились 200 тысяч фунтов стерлингов - жалованье всего британского экспедиционного корпуса. При этом основные линейные корабли англичан заблаговременно вышли в открытое море, чтобы избежать затопления.

Из десятков уничтоженных ураганом кораблей 27 были выброшены на берег и впоследствии сожжены казаками. Русская флотилия от урагана не пострадала, поскольку находилась в защищенной Севастопольской бухте. Говорят, что Николай I, узнав об этой катастрофе, воскликнул: "Еще одну такую бурю, и союзники убрались бы из Крыма!"

Интересно, что ураган 2 (14) ноября 1854 года хоть и принес колоссальные разрушения, но все же не был таким уж уникальным явлением. За 15 лет до этого, в 1839 году, русский флот во время бури потерял в Черном море около 50 военных и гражданских судов. Но были и положительные результаты разгула стихии. После знаменитой бури у западного берега Крыма Наполеон III поручил астроному У. Леверье создать эффективную службу прогноза погоды. Через год во Франции работало уже 13 метеостанций. А в 1871 году возникла Международная метеорологическая организация.