Дискуссия о том, чтобы в странах Евразийского экономического союза убрать из магазинов опасные для нравственного и психологического здоровья детей игрушки, продолжалась более полугода. Много вопросов, в том числе, было к кукле Барби и игрушечному оружию. В Казахстане сочли, что миловидная худышка не воспитывает хозяйственность и любознательность, семейные ценности у девочек, а только любовь к одежде, шопингу да как привлечь внимание мужчин. А пистолеты и мечи пропагандируют насилие, войну и разрушение.
Комитет по охране прав детей минобрнауки Казахстана представил проект изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек". Предполагалось ввести единые стандарты психолого-педагогической экспертизы игрушек перед их продажей, методику проведения и сроки новых правил.
Минпромторг при принятии окончательного решения обещал руководствоваться мнением российского бизнеса, который высказался категорически против этой идеи.
Аргументы производителей игрушек не только экономические, но и социальные. "Мы провели оценку регулирующего воздействия на рынок в случае принятия инициативы и увидели серьезные риски. Во-первых, увеличение себестоимости игрушек - не менее 20 процентов от себестоимости составят прямые затраты на экспертизу, не менее 30 процентов добавят к стоимости затраты, связанные с временными показателями прохождения экспертизы. Во-вторых, доступность игрушек резко снизится - не менее 40 процентов этого товара придется снять с производства. В-третьих, возникают существенные риски для развития детского кинематографа и анимации, в том числе производства персонажей и игр по лицензиям", - поясняет президент АИДТ Антонина Цицулина.
В-четвертых, стоимость экспертизы значительно повысит необходимый начальный капитал для производства игрушек. Начинающие предприниматели окажутся в неравных условиях с лидерами рынка. И, наконец, в-пятых, из-за отсутствия научно обоснованных данных возникнут риски для коррупции, снизится интерес производителей к научно-производственной кооперации, резюмируют в ассоциации.
Против введения цензуры на рынке игрушек выступили и социальные эксперты. Их аргумент - выбирать игрушки должны родители. Только они могут сказать точно, что полезно и что вредно для их детей. "А может быть, детский военный танк - это не агрессия, а предмет патриотического воспитания?" - задаются они вопросом.
Кстати, через неудачный опыт введения психолого-педагогической экспертизы уже прошла Беларусь. В республике не смогли выработать критерии оценки игрушечных товаров с точки зрения психологической и нравственной безопасности. Да и ограничить виды "плохих" игрушек при развитии интернет-торговли практически невозможно, сомневаются эксперты.
Ведомство направило в правительство поправки в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка". Ключевой в поправках стала норма о возможности включения товаров для детей в перечень товаров первой необходимости. Как известно, на эти товары правительство вправе при необходимости устанавливать предельные розничные цены.
"Многие товары для детей - питание, средства гигиены и другие - являются жизненно необходимыми, отнесение их к перечню поможет регулировать как цены, так и наличие на полках магазинов", - пояснили в министерстве.
Меры, обозначенные в законопроекте, окажут серьезное влияние на российский рынок детских товаров. Например, обеспечат возможность государства оказывать адресную помощь российским производителям, а значит, простимулируют их на выпуск дешевой продукции.
До сих пор в российских законах не было закреплено понятие "товары для детей", хотя очевидно, что к ним предъявляются более строгие требования по материалам, безопасности, потребительским качествам. Поправки в федеральный закон станут первым шагом к череде нормативно-правовых актов, которые закрепят сектор детских товаров как приоритетный в экономике, уточнили в минпромторге.