Центробанк оставил ключевую ставку на уровне 10 процентов

Совет директоров Банка России оставил ключевую ставку без изменений.Решение было ожидаемым - еще в сентябре Банк России сообщил, что приступит к снижению ключевой ставки не ранее первого-второго кварталов 2017 года. Поэтому интрига заключалась лишь в комментариях совета директоров к своему решению.

На этот раз он сообщил, что рассмотрит возможность снижения ключевой ставки в первом полугодии 2017 года. Такая формулировка снижает шансы на движение ставки в первом квартале.

ЦБ отметил, что риски недостижения цели по инфляции (4 процента в конце 2017 год) несколько снизились. Они связаны главным образом с инерцией инфляционных ожиданий населения и уменьшением его склонности к сбережению. Как и ожидали аналитики "РГ", ЦБ предупредил правительство об опасности "нефтяного благодушия": "риски могут повыситься в случае роста государственных расходов в сценарии с более высокими ценами на нефть", - говорится в комментарии совета директоров.

Политика Банка России заключается в поддержании реально положительных (с учетом уровня инфляции) ставок. Преждевременное снижение ставок, говорила ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина, даст лишь краткосрочные стимулы экономике и повысит привлекательность вложений в долларовые активы и, как следствие, вызовет ослабление рубля. А это, в свою очередь, приведет к ускорению инфляции и обратному росту ставок.

В этом году Банк России снижал ключевую ставку дважды - в июне и сентябре, каждый раз на 0,5 процента. Вместе с тем, средневзвешенные ставки по рублевым кредитам снизились гораздо значительнее - например, в 30 крупнейших банках с 26,7 процента в январе до 22,84 процента в октябре по вкладам на срок от полугода до года. Максимальная ставка по вкладам топ-10 банков за год уже снизилась на 1,5 процента.

Смягчение денежно-кредитных условий происходило благодаря притоку ликвидности в банковский сектор через расходование средств Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита. В результате сейчас сектор находится в процессе перехода от структурного дефицита к профициту ликвидности.