Если бы не завышенные инфляционные ожидания населения, формально аргументы для снижения ставки налицо - инфляция снижается по плану, экономика понемногу оживает. Тем не менее, в первом квартале Банк России будет оценивать влияние первых шагов администрации Трампа на валютный рынок (шутка ли - доллар может достигнуть паритета с евро) и дисциплину в рядах участников соглашения по ограничению добычи нефти. И только затем, вероятно, в три приема понизит ставку (во II, III и IV кварталах) с шагом в полпроцента, и, таким образом, к концу года она составит 8,5 процента при 4-процентной инфляции, считает эксперт Аналитического центра при правительстве Даниил Наметкин. При этом движение реальных процентных ставок в экономике будет неоднозначным.
Уже сейчас банки выдают кредиты надежным корпоративным заемщикам на долгосрочные проекты под 11-12 процентов, в 2017 году конкуренция банков за них только усилится, кредитные ставки могут вообще сравняться с ключевой. Но компаниям, ориентированным на внутренний рынок, банки будут снижать ставки неохотно, поскольку внутреннему спросу восстанавливаться еще долго. Именно поэтому в потребкредитовании банки очень высоко оценивают риски, достаточно сказать, что даже зарплатным клиентам они предлагают кредиты под 24-25 процентов. Ситуация изменится только после возвращения реальных доходов населения к росту.
Переток депозитов в госбанки продолжится, прогнозирует Даниил Наметкин: население предпочитает жертвовать доходностью ради спокойствия, раз нет уверенности, что с банками за пределами топ-10 ничего не случится. Крупнейшие банки этим воспользуются, к концу года они будут предлагать вклады под 4-6 процента. Остальным банкам ничего не останется, кроме как держать ставки на уровне или даже выше ключевой.
А что потом? При выходе на стабильно низкую инфляцию и "заякоренных" инфляционных ожиданиях ключевая ставка будет лишь на 2,5-3 процента выше инфляции, сказала на вопрос "РГ" Эльвира Набиуллина.
Таким образом после достижения цели по инфляции (4 процента к концу 2017 года) ключевая ставка снизится до 6,5-7 процентов. Соответственно, можно предположить, что в условиях ценовой стабильной ставки по кредитам наиболее качественным заемщикам опустятся до 8-10 процентов, ставки по рублевым депозитам - до 4,5-6 процентов.
Однако инфляционные ожидания населения по-прежнему завышены, снижаются медленно, их "заякорение" произойдет позже 2017 года, считает глава ЦБ. "Мы смотрели опыт других стран, которые проводили активную политику снижения инфляции, они длительное время держали достаточно высокий уровень реальных положительных ставок именно для того, чтобы сбить инфляционные ожидания", - сказала она. Именно этим во многом объясняется затянувшаяся пауза в снижении ключевой ставки.
В своей политике ЦБ исходит из максимально консервативного сценария, чтобы на случай осложнений избежать тактического повышения ключевой ставки. Несмотря на переход нефтяных цен в диапазон "50+", банк оставил прежней цену нефти в сценариях своего макропрогноза, отметив лишь, что вероятность рискового варианта (25 долларов за баррель со всеми вытекающими) снизилась.
Сдержанность ЦБ пойдет на пользу рублю: более быстрое снижение ключевой ставки ослабит стимулы населения и бизнеса держать деньги в национальной валюте. Укрепление доллара к евро для рубля и российского фондового рынка всегда означало падение. Сейчас между долларом и рублем полная "раскорреляция", но вряд ли это будет долго продолжаться. В частности, спекулятивный рост вложений нерезидентов в рублевые активы себя исчерпал, российский госдолг уже уступает по доходности 10-летним казначейским бумагам США.
Поддержке рубль в течение предстоящего года будет служить и изъятие избыточной ликвидности у банков на депозиты в ЦБ. Иначе эти деньги, не нашедшие себе применения в экономике, окажутся на валютном рынке, говорит профессор департамента финансов НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".