Оценить масштабы европейского спроса на наши валенки оказалось достаточно сложно. Составители таможенного классификатора (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), где, казалось бы, учтено все что только можно, никак не рассчитывали, что наши валенки будут востребованы за рубежом. Поэтому таможня в своей статистике учитывает их в разных "прочих" категориях. Как пояснили "РГ" в Федеральной таможенной службе, валенки с подошвой проходят по группе "Обувь, гетры и аналогичные изделия", где нет отдельной позиции по войлочной обуви. А валенки без подошвы, которые и представляют собой классический вариант национальной обуви, идут по разделу "Прочие готовые текстильные изделия".
Сами производители говорят, что экспортные партии небольшие, нерегулярные, идут через посредников в Финляндию и Австрию и составляют 1-2 процента от поставок на внутренний рынок или того меньше. То есть на данный момент всерьез об экспорте валенок говорить не приходится, но главное, что тенденция к росту спроса есть и ею надо воспользоваться.
Продаются в Европе валенки в основном в качестве сувенирной продукции - в этом смысле они воспринимаются иностранными покупателями как колоритная вещь наподобие матрешки, рассказали "РГ" эксперты Российского экспортного центра.
Иностранцы покупают валенки в "дизайнерском" исполнении, то есть с интересными украшениями, от вышивки до страз.
Просто как категорию обуви валенки им продать сложно. "Это нишевой продукт, который может иметь успех на других рынках при условии интересного брендирования, подачи, грамотной маркетинговой стратегии, - говорит коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. - Использовать при этом национальные русские орнаменты в дизайне - очень актуально, так как сейчас тренд на этнические мотивы находится на пике - популярно все, от африканских и мусульманских узоров до русских народных. Если появится бренд, который грамотно выберет потенциальные рынки, правильно донесет информацию до покупателя, то задача очень даже выполнимая. Выбирать будут не сам продукт - валенки, а предложение марки".
Причем классический вариант, без подошвы, скорее, можно рассматривать как нечто среднее между сувениром и домашней обувью. В Европе, например, зимой в домах довольно холодно. Второй вариант - на резиновой подошве, более "носибельный", такие валенки не промокают и, соответственно, у них больше шансов на спрос за пределами России.