Изрезанная крутыми обрывами и обрамленная дикими скалами, дорога идет вверх извилистыми изгибами, протягиваясь на 136 километров до Форт-Росса. 2-3 часа езды на автомобиле - и мы оказываемся в историческом парке, на месте которого в начала XIX века первые российские поселенцы основали колонию для поставки продовольствия на Аляску.
Сегодня существование российской колонии в Калифорнии восприняли бы в мире и в самой Америке с большой настороженностью. Однако в 1812 году, когда был основан Форт-Росс, США воспринимали Россию как партнера, присутствие русских вряд ли могло бы кого-либо удивить. В 1840-х годах крепость перешла в частные руки, а в XX веке стала американским государственным национальным парком.
Сегодня Форт-Росс действительно является кусочком старой России в Калифорнии: здесь с невероятной точностью воспроизведена атмосфера, царившая в первой половине XIX века: деревянные дома первых поселенцев, деревянный склад, деревянная церковь, оборонительная крепость - тоже деревянная, несколько пушек. Вокруг - дикая природа. Скалы. Туман. Неспокойный океан.
Однако Форт-Росс сегодня следует воспринимать, прежде всего, как символ общего исторического наследия России и США. Ведь он потенциально может играть важную роль в нормализации российско-американских отношений. Каждый год здесь проходит форум "Диалог Форт-Росс".
"Форт-Росс является символом того, что мы можем достичь, если будем действовать сообща и с положительным настроем", - сказал Генеральный консул России в Сан-Франциско Сергей Петров в интервью Russia Direct в рамках "Диалога Форт-Росса".
Мероприятие организует некоммерческая организация "Общество по сохранению Форт-Росса" (Fort Ross Conservancy) при поддержке Института Кеннана, Ассоциации Государственных парков штата Калифорния, а также основных спонсоров - российских компаний "Транснефть" и "Совкомфлот" и американской корпорации "Шеврон". В этом году, 17 октября, форум прошел уже пятый раз и стал юбилейным. Впервые он состоялся на территории Стэндфордского университета и собрал огромное количество
авторитетных экспертов по российско-американским отношениям, высокопоставленных чиновников, дипломатов, представителей бизнеса, медиа и академической среды, а также студентов по обмену на одной дискуссионной площадке.
Среди участников и гостей форума - губернатор Калифорнии Эдмунд Джеральд Браун, вице-президент "Транснефти" Михаил Маргелов, вице-президент "Совкомфлота" Николай Колесников, президент представительства компании Chevron в России Эндрю Макгран, бывший министр обороны США Уильям Перри, а также Генеральный консул России в Сан-Франциско Сергей Петров. С видео-обращением также выступил посол России в США Сергей Кисляк.
Сегодня Россия уделяет огромное внимание своему историческому наследию в США, чтобы не забывать свои корни и историю - если этого не делать, то "мы потеряем глобальное видение", считает Михаил Маргелов. В этом отношении очень важно "поддерживать диалог" между российским и американским обществом, а также между представителями молодого поколения двух стран.
"Очень важно поддерживать такие проекты как "Диалог Форта-Росс". Мы верим в то, что необходимо сохранять историческое наследие, ведь если не уважать прошлое, то будущее будет сложным, - сказал Маргелов в интервью Russia Direct на полях мероприятия. - Этот форум помогает и России, и США создавать условия для светлого будущего: он объединяет представителей молодого поколения, которые говорят друг с другом, сотрудничают, ведут переговоры. Молодежь не мыслит категориями "холодной войны" - у нее другой менталитет и позитивное мышление. Молодые люди не думают о конфликтах - они думают о сотрудничестве и понимают, что любой успех - это результат командной работы".
Однако такого рода диалог должен быть основан не только на американской площадке, но также и на российской, например, в музее-побратиме Форт-Росса - Изборске, одном из древнейших русских городов в северо-западной части России, отметил Маргелов во время своего выступления на форуме.
Все участники форума согласились, что эффективный и честный диалог жизненно важен для того, чтобы улучшить отношения между Москвой и Вашингтоном - или хотя бы ослабить их конфронтацию, держать ситуацию под контролем. Ведь сегодня Россия и США "на грани новой "холодной войны", которая будет очень дорогой и опасной, предостерегает бывший министр обороны США Уильям Перри. Он напомнил участникам и гостям форума о Карибском кризисе 1962 года, когда мир находился на грани ядерной войны. Перри выразил надежду, что таких кризисов больше не будет. И только диалог сможет уменьшить риски возникновения новых очагов напряжения.
Между тем губернатор Браун считает, что доверие между странами является одним из ключевых элементов честного диалога. Две стороны необязательно должны соглашаться - напротив их взгляды могут радикальным образом отличаться друг от друга, подчеркнул он. Но в то же время участники диалога должны уметь "отказываться от своих предубеждений" и ставить себя на место другого.
"Дело не в том, что мы должны соглашаться, а в том, что мы должны слушать и понимать друг друга", - сказал Браун.
В тоже время консул Петров отметил, что диалог между русскими и американцами есть, и форум Форт-Росса - яркий тому пример.
Роль образовательных, профессиональных и культурных обменов в установлении диалога сложно переоценить.
Сара Свидлер, генеральный директор "Общества по сохранению Форта-Росс" полагает, что сегодня образовательные обмены должны играть более активную роль в поддержании диалога, именно потому что США и Россия плохо понимают друг друга и их отношения оставляют желать лучшего.
С ней соглашается Мэтью Рожански, Директор Института Кеннана и один из участников "Диалога Форт-Росса". Как он отмечает, образовательные обмены привносят в диалог ощущение реального (а не воображаемого) понимания мотиваций другой стороны, помогая бороться с предрассудками и стереотипами.
К таким же выводам пришли участники "круглого стола" англоязычного издания Russia Direct (проект "Российской газеты"), организованного в рамках "Диалога Форт-Росса" при поддержке "Транснефти". Он был посвящен проблемам, с которыми сталкиваются академические и культурные обмены в условиях политического противостояния России и США. На ней выступили Директор Американских Советов Дэн Дэвидсон, известные эксперты по российско-американским отношениям и образовательным обменам - доцент Американского университета в Вашингтоне Антон Федяшин, научный сотрудник Стэндфордского университета Кэтрин Стоунер, профессор Российского государственного гуманитарного университета Виктория Журавлева, а также профессор Института международных отношений Миддлбери в Монтерее Анна Васильева.
Они обсуждали будущее российско-американских образовательных обменов и их влияние на двусторонние отношения стран. Как считает Дэвидсон, программы обмена играют огромную роль, так как они способствуют установлению доверия между будущими и американскими лидерами, а также являются "механизмом, который обеспечивает возможность продуктивного диалога" между Россией и США. Они "расширяют горизонты, дают возможность сместить когнитивные рамки с учетом различных культурных и исторических контекстов. В случае успеха обмены "способствуют появлению людей, которые становятся эффективными посредниками" между двумя сторонами, заключает Дэвидсон.
В то же время Журавлева отмечает, что обмены помогают развивать эмпатию между странами - способность понимать другу друга и смотреть на мир глазами с другой стороны. Сегодня, в условиях нарастающих противоречий между странами, это очень важно, поскольку и Россия, и США неправильно интерпретируют мотивы друг друга, что усугубляет и без того серьезный конфликт. Один из способов решения данной проблемы - уделять больше внимания изучению истории и современности российско-американских отношений в универсантах обеих стран, считает Журавлева.
Васильева соглашается: "Главная цель - возродить культуру изучения России, оставив в стороне мнения и эмоции, и готовить настоящих экспертов".
Между тем Стоунер считает, что изучение русистики должно стать одним из приоритетов для американских вузов, однако в данной ситуации это сделать далеко не просто. Она возлагает надежды на студенческие обмены, инициированные не сверху, а снизу, то есть самими студентами.
Одним из примеров такого рода обмена является Стэндфордский американо-российский форум (SURF). Он объединяет студентов ведущих российских и американских вузов, таких как Йель, Стэнфорд, Гарвард, Университет Пенсильвании, Университет Калифорнии в Лос-Анжелесе, Московский государственный университет, Высшая Школа Экономики, Московский государственный институт международных отношений и другие университеты.
На форуме участники работают над совместными исследовательскими проектами, цель которых - установление тесного сотрудничества России и США в разных сферах (наука, технологии, здравоохранение, экономика, политика, безопасность).
В рамках программы проводится две конференции. Первая проходит в Москве осенью, в ходе которой 20 участников с каждой из сторон начинают обсуждать исследовательские проекты по российско-американскому сотрудничеству. Работа над ними продолжается около четырех месяцев, после чего участники презентуют проект в Стэндфордском университете на второй весенней конференции.
Стоунер, которая также работает с делегатами Стэндфордского форума, отмечает, что "прелесть данной программы в том, что она управляется студентами".
Кто знает, но, быть может, в будущем такие программы как SURF сыграют положительную роль в налаживании двусторонних отношения между Москвой и Вашингтоном. Ведь если их участники будут занимать лидирующие позиции в странах, они смогут восстановить полноценный и продуктивных диалог, который не будет отравлен ни негативными эмоциями, ни политическими предубеждениями.
Ведь в будущем России и Америке, говоря словами Федяшина, понадобится "плодотворная почва, на которой семена пустят ростки", если странам в конечном счете удастся возобновить политический диалог. И этой почвой, несомненно, могут стать программы обмена.