Гендиректор КТК рассказал о планах после расширения трубопровода

В следующем году Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) завершит проект по расширению крупнейшего в регионе трубопровода. Не ухудшится ли качество нефти после ввода новых каспийских месторождений, рассказывает генеральный директор КТК Николай Горбань.

Российская газета: Планировалось, что трубопроводные мощности увеличатся уже в этом году. Проект по расширению задержался потому, что не росла добыча, или были другие причины?

Николай Горбань: Основные причины задержки связаны с технологическими сложностями, которые возникли в процессе реализации проекта. Были и некоторые подрядчики, с которыми пришлось расставаться, и проблемы с поставками оборудования, получением землеотводов, разрешениями на строительство. Проект большой, тяжелый. В конце концов все проблемы решились, но сроки сдвинулись.

РГ: Где сложнее получить землеотвод - в России или Казахстане?

НГ: В Казахстане проблем с землей не возникало, а в России были сложности, которые были вызваны в основном изменением кадастрового законодательства. У некоторых регионов оказались спорные территории, поэтому сложно было оформлять участки земли. Это одна из причин, которая повлияла на сдвиг сроков.

РГ: Сколько нефти пройдет по КТК в этом году и сколько ожидается в следующем?

НГ: В ноябре приблизились к 40 млн т. Ожидалось, что в этом году будет 45 млн т, но достижение такого результата во многом зависит от уровней добычи на новых месторождениях Филановского и Кашаган, которые сейчас поставляют нефть КТК. На 2017 год наши грузоотправители подали заявки на прокачку более 60 млн т. Надеемся, что производители выдержат график поставок. КТК к такому объему будет готов. В конце третьего - начале четвертого квартала 2017 года все работы по расширению трубопровода закончатся.

РГ: Почему не вся нефть с Кашаганского месторождения пойдет в вашу трубу?

НГ: Кашаганское месторождение разрабатывается консорциумом компаний. По трубопроводу "Казмунайгаза" Атырау - Самара будет отправляться нефть производителей, которые не входят в пул акционеров КТК. Акционеры КТК и аффилированные с ними компании отправляют нефть в нашу трубу. Сейчас с Кашагана по системе КТК прокачано уже около 500 тыс. т, будем надеяться, что никаких сбоев не произойдет и до конца года дойдет до 1 млн т. На следующий год министерство энергетики Казахстана заявило о планах по добыче на Кашагане 9 млн т. Как правило, их прогнозы сбываются.

РГ: Растет ли доля российской нефти в КТК?

НГ: В течение многих лет объемы стабильны - около 5 млн т в год. Однако сейчас поставки возрастут за счет месторождения им. В. Филановского, которое ввели в октябре. В этом году поступит примерно 1 млн т, возможно, и больше. В КТК прокачивается нефть и с другого месторождения "ЛУКОЙЛа" - им. Корчагина, которая раньше шла в трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). На следующий год компания подала заявку на прокачку около 5,4 млн т.

РГ: Не ухудшится ли качество смеси КТК после того, как в трубопровод будут поступать большие объемы с новых месторождений?

НГ: Смесь CPC Blend малосернистая, более легкая, чем Urals. Нефть Кашагана и Филановского не слишком отличается от той нефти, которая уже поступает в трубопровод. Мы это знали заранее - по анализу предварительных партий. Так что качество не ухудшится. Но в любом случае поставщики нефти никак не рискуют, потому что с 2002 года в КТК работает банк качества, который установил усредненные показатели нефти. Если компания сдает более легкую нефть, с меньшим количеством серы, то получает премию. Если показатели хуже средней величины, то выставляются штрафы.

РГ: Трубопровод КТК расширяется благодаря строительству новых нефтеперекачивающих станций. Не увеличится ли себестоимость прокачки?

НГ: Конечно, сначала, когда в проект идут финансовые вложения, это сказывается на себестоимости прокачки. Но по мере роста объемов удельные затраты на перекачку тонны нефти снижаются. Рентабельность трубопроводной системы КТК останется на уровне 65%.

РГ: Использовались ли при строительстве новые технологии?

НГ: Новое использовалось, но не скажу, чтобы это было know how. Например, внедренная на трубопроводе КТК интегрированная система сглаживания волн давления, которая реагирует на любые перепады в нефтепроводе, используется и в трубопроводной системе "Транснефти". Но мы гордимся тем, что в октябре на морском терминале в Южной Озереевке запустили после реконструкции главный центр управления нефтепроводной системой, куда стекаются показания всех датчиков. После расширения их число увеличилось с 80 до 200 тысяч. В центре управления оборудован кабинет для обучения операторов и диспетчеров, установлен тренажер, который позволяет моделировать любые режимы перекачки в реальном времени. Все принимающие решения по эксплуатации работники КТК - от Атырау до Новороссийска - будут учиться здесь.

РГ: Повлияли ли на проект расширения экономические санкции?

НГ: Никак не повлияли. Все необходимое оборудование было предварительно законтрактовано, закуплено. Да и не так у нас много импорта, а на тот, который мы используем, санкции не распространяются. По стоимости доля российской продукции составляет 60-65% в общем объеме закупаемого оборудования для КТК. Импортировать приходится насосы, высокоточную технику - то, что пока российские и казахстанские производители предложить не могут.

РГ: Вы рассчитываете после увеличения мощности трубы удвоить ежегодную выручку. Сколько надо перекачивать, чтобы получать 2 млрд долларов?

НГ: Не менее 67 млн т в год, но такой объем возможен, если будет применяться антифрикционная присадка. Без нее по трубе может идти не более 62 млн т.

РГ: Когда акционеры начнут получать дивиденды от трубопровода КТК?

НГ: Мы уже рассчитываемся с акционерами по заемным средствам, которые понадобились. Всего проект обошелся в 5,4 млрд долл. В прошлом году консорциум вернул акционерам 1,5 млрд долл., в этом отдадим 1,2 млрд, в следующем планируем около 1,1 млрд долл. Все зависит от прокачки. Если объемы подтвердятся, то сможем больше возвращать. В 2020 году, надеемся, начнем выплаты дивидендов.