Новости

19.12.2016 21:36
Рубрика: Общество

IT-дети в Рунете

Как научить первоклассника собрать робота-аватара
Проект "Школа юного программиста", поступить в которую можно бесплатно уже с семи лет, стартовал в Москве. Что делать, если твой ребенок - гик? Как научить первоклассника программированию? Зачем школьнику практическая кибернетика, интернет вещей и умный дом?
Разработать 3D-модель, а потом распечатать ее на 3D-принтере? Этому ребенок сможет научиться буквально за несколько месяцев. Фото: Валерий Матыцин / ТАСС Разработать 3D-модель, а потом распечатать ее на 3D-принтере? Этому ребенок сможет научиться буквально за несколько месяцев. Фото: Валерий Матыцин / ТАСС
Разработать 3D-модель, а потом распечатать ее на 3D-принтере? Этому ребенок сможет научиться буквально за несколько месяцев. Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

- Сегодня хакерскую атаку можно организовать даже с помощью умных холодильников и кофеварок. Ребенок должен знать, как себя обезопасить от таких цифровых угроз. Умение работать с it-технологиями хотя бы на базовом уровне - жизненно необходимый навык, - говорит первый замдиректора Московского центра технологической модернизации образования Роман Ершов. - Поэтому мы несколько лет разрабатывали it-программы для школьников, и в этом году запустили проект на общегородском уровне.

Первоклашка и программирование? Для этого есть специальный язык Scratch: его кодовые команды - как цветные кирпичики, которые можно комбинировать

Как он работает? Если набирается достаточно учеников, желающих изучать прикладные it-технологии, директор подает заявку в ТемоЦентр. Тот открывает "Школу юного программиста" прямо на базе общеобразовательного учебного заведения, предоставляет все методические материалы и даже педагогов - профессиональных программистов и инженеров.

Собрать робота-аватара? Создать собственную обучающую программу? Разработать 3d-модель, а потом распечатать ее на 3d-принтере? Этому ребенок сможет научиться буквально за несколько месяцев. А продвинутые учебные проекты ребята легко превращают в стартапы, выкладывают их в Google Play и App Store (гигантские библиотеки с мобильными приложениями) и даже получают от них реальную прибыль. К примеру, фантастическая "бродилка" о драконах и средневековых приключениях, созданная выпускником школы, вошла в прошлом году в топ-5 самых скачиваемых игр на Android и продержалась на вершине рейтинга две недели.

- Сейчас создаю кросс-платформенную игру с бесконечным количеством уровней, которые будут генерироваться по специальному алгоритму. Она должна работать на компьютере, планшете и телефоне, - говорит 11-классник Илья Марашли. - До этого я создавал приложение, которое агрегирует информацию с новостных сайтов. Команда у нас сильная: программисты, веб-программисты, гейм-дизайнер, веб-аналитик. Надеюсь вместе с друзьями закончить этот проект и поступить в МГТУ им. Баумана.

А девятиклассник московской гимназии N1519 Василий Архипов работает над принципиально новым социальным мобильным приложением, но идею пока не раскрывает: конкуренция очень велика. Учится в школе юных программистов уже два года, "дружит" с JAVA и Питоном (не змеей, а языком программирования), мечтает сделать соцсети доступнее для старшего поколения.

От первого лица

Вероника Воробьева, руководитель "Школы юного программиста", преподаватель информатики:

- Занятия для всех детей бесплатные: в ТемоЦентр ездят ребята со всей Москвы, и мы уже открыли курсы на базе общеобразовательных школ в каждом округе. Самым маленьким айтишникам всего 8 лет. Как первоклашку можно научить программированию? Для этого есть специальный язык Scratch, разработанный в Массачусетском технологическом университете. Его кодовые команды - как цветные кирпичики, которые можно перетаскивать и комбинировать друг с другом. То есть, ребенок может пока плохо писать и считать, но если у него развито логическое мышление, с помощью этого языка он сможет сам сделать и простые игры, и анимацию.

Программа для старших ребят по глубине знаний соответствует примерно второму курсу профильного технического вуза. В мире несколько тысяч языков программирования. Мы выбрали те, которые востребованы на рынке: Java, Python, Swift, C#. Работаем в трех направлениях: классическое, олимпиадное и проектное программирование. В рамках последнего ребята создают очень интересные вещи. К примеру, робота-шахматиста, который с помощью камеры мобильного телефона распознает ходы противника, просчитывает возможности и сам же передвигает фигуры. Или приложение, которое собирает данные о погоде и пробеге автомобиля, узнает, сколько грязи налипло на машину, а потом напоминает: "Пора на автомойку!" Много социальных, образовательных приложений, традиционно популярны мобильные игры. Был даже русско-финско-английский переводчик.

Кроме того, у нас есть интересные курсы прикладной кибернетики, робототехники, 3d-моделирования, прототипирования, сетевого администрирования и интернета вещей. Но самое главное, что, какой бы курс ни выбрали эти дети, они попадают в комфортную для них среду и занимаются любимым делом. Такие технические гики очень часто остаются непонятыми сверстниками, их считают чудаками. А здесь им легко общаться.

Общество Образование
Добавьте RG.RU 
в избранные источники