На Среднем Урале создали программы продвижения моногородов

Свердловская область превращается в пилотную площадку для внедрения проектов опережающего развития отдаленных территорий и моногородов. Преобразования касаются не только небольших населенных пунктов, до недавнего времени считавшихся депрессивными, но и полуторамиллионного Екатеринбурга.

- Эти проекты направлены на решение застарелых проблем. На Урале, где расположено множество моногородов, они стоят особенно остро, - говорит губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. - Сейчас перед нами задача - превратить их из депрессивных индустриальных зон в территории новых возможностей.

Вывод таких муниципалитетов из зависимости от градообразующих заводов является особенно важным. Средний Урал относится к числу регионов с высокой концентрацией моногородов: он занимает второе место в стране по их количеству, уступая лишь Кемеровской области. Всего в регионе 17 монопрофильных территорий. Кстати, к таковым относятся благополучные Верхняя Пышма и Первоуральск, где действующие крупные предприятия обеспечивают горожанам достойный уровень жизни. Но век диктует новые темпы развития.

- У каждого города собственная уникальная ситуация, которая складывается из исторических, демографических и экономических предпосылок. На основе этих данных надо выстраивать стратегию развития муниципалитетов, - считает Галина Артемьева, председатель исполкома Свердловской региональной общественной организации "Ассоциация депутатов органов местного самоуправления". - Задача местной власти - включиться в эту работу, определить перспективное для города направление.

Без границ

Даже Екатеринбургу сейчас не хватает простора для дальнейшего развития. Это привело к появлению проекта "Большой Екатеринбург", в рамках которого предлагается инфраструктурно объединить территории областного центра и ближайших городов-спутников. Всего в сферу большой агломерации планируется поэтапно включить 16 населенных пунктов.

Вокруг проекта велось много споров, в основном политических: власти "пригородных" муниципалитетов, да и их жители, с настороженностью приняли идею "лишения самостоятельности". Копья ломались до тех пор, пока в этом году не были озвучены конкретные шаги к созданию агломерации. В частности, строительство скоростной трамвайной линии из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму. Против транспортного довода никто возражать не стал, и проектирование ветки, которое курирует УГМК-Холдинг, уже началось.

Всего в сферу большой агломерации вокруг екатеринбурга планируется поэтапно включить 16 населенных пунктов

Власти региона уверены, что синхронизация транспортной, инженерной инфраструктуры, социальной сферы Екатеринбурга и городов-спутников позволит улучшить инвестиционный климат, ускорить социально-экономическое развитие муниципалитетов, откроет новые возможности для трудоустройства уральцев и повысит качество жизни людей.

- Это придаст импульс развитию социальных проектов, позволит вовлечь в хозяйственный оборот новые территории, привлечет колоссальные дополнительные инвестиции. Чтобы сделать жизнь населения по-настоящему комфортной, в том числе за счет решения подобных межмуниципальных вопросов, и создаются агломерации, - уверен Евгений Куйвашев.

Завязали в узел

Небольшой город Краснотурьинск осенью нынешнего года оказался звездой федерального уровня. По распоряжению главы правительства РФ Дмитрия Медведева ему был присвоен статус территории опережающего развития (ТОР), после чего эксперты окрестили его "налоговой гаванью" в центре России. По оценкам экономистов, даже в масштабах страны Краснотурьинск стал одной из самых перспективных территорий.

Некогда благополучный городок на севере области попал в тяжелое положение после экономического кризиса, когда было закрыто алюминиевое производство на градообразующем Богословском заводе. Прекратилось финансирование ведомственных социальных объектов, безработными оказались тысячи жителей. Территории требовалась большая перестройка.

Региональные власти смогли на федеральном уровне доказать, что у бывшей "алюминиевой столицы" Урала действительно большой экономический потенциал, который не исчерпывается монопрофильным производством. А при грамотной поддержке город может стать бизнес-столицей большой территории, объединив несколько промышленных городов- Серов, Североуральск, Карпинск.

Во-первых, Краснотурьинск расположен на транспортных магистралях, которые связывают европейскую часть России с северной - Тюменской областью и Югрой. Это обеспечивает удобную грузовую логистику и выход на рынок сбыта для нефтехимических производств. Во-вторых, здесь располагаются значительные месторождения полезных ископаемых (медная и железная руда, драгметаллы, марганец и так далее), а также множество неосвоенных земель, что делает выгодной организацию деревообрабатывающих производств. Наконец, уральцы приглашают инвесторов не на пустое место. Центральная площадка ТОР "Краснотурьинск" - индустриальный парк "Богословский" - это далеко не "гринфилд". За последние годы здесь уже создана вся необходимая инфраструктура для размещения  производств. Инвесторы могут купить здесь земельный участок и построить завод, как это делает сейчас якорный резидент парка - ГК "Энергия".

Но для компаний, которые не хотят или пока не могут возводить собственные здания, в "Богословском" будет создан промышленный бизнес-инкубатор. Первые модули, включающие в себя и офисные, и складские, и производственные помещения, появятся в 2017 году. По сути, это готовое предложение для бизнеса: приходи, ставь оборудование и работай.

Статус ТОРа уже влияет на развитие города. На днях в Краснотурьинск пришел очередной федеральный транш в размере 80 миллионов рублей, эти средства пойдут на развитие инфраструктуры и привлечение инвесторов.

Долина перемен

Планы преобразований перерастают во вполне реальные проекты, это доказывает история развития "Титановой долины" близ города Верхняя Салда. Это одна из самых молодых в России промышленно-производственных особых экономических зон. Договоренности о ее создании появились еще в 2010 году, хотя строительная техника зашла на площадку лишь три года назад. И все эти годы проект "Титановой долины" значится первым пунктом в бюджетном послании губернатора Евгения Куйвашева - настолько значима для развития уральской территории эта программа.

Впрочем, появились и скептики, утверждающие, что построить "экономический рай" в чистом поле невозможно. Но даже пессимисты сейчас убеждаются, что некогда поросший бурьяном пустырь постепенно превращается в обжитую территорию, где есть необходимые сети: свет, вода, газ, дороги. До конца 2016-го планируют ввести в эксплуатацию восемь объектов инфраструктуры, еще семь уже функционируют. Так что два миллиарда инвестиций были не напрасны. По словам генерального директора "Титановой долины" Артемия Кызласова, вся внешняя инфраструктура готова к ведению промышленной деятельности.

Сегодня в "Долине" работают десять резидентов. Не все отстроились, но две компании в ближайшие месяцы уже планируют начать выпуск продукции. Например, в первом квартале 2017 года здесь откроется производство титановых имплантов и медицинского инструмента для нейрохирургических операций.

Осенью правительство области получило часть полномочий по управлению ОЭЗ, в том числе по отбору резидентов. Ранее эти функции исполняли федеральные власти. Это означает, что регион будет самостоятельно проводить экспертизу проектов, давать заключения и отбирать претендентов с учетом региональных особенностей и перспектив.

Компетентно

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области

Развитие моногородов - это национальный проект. Сегодня все уровни власти: муниципальный, региональный и федеральный - включились в эту работу. На уровне Федерации создан Фонд поддержки моногородов, нам необходимо принять соответствующие программы и обеспечить инфраструктурное развитие этих территорий для привлечения инвестиций.