Работы по восстановлению стенописи длились почти три месяца - с начала августа до середины октября.
- Начинали в жару, заканчивали в морозы, - рассказала реставратор первой категории, руководитель бригады Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) Анна Валуева.
Помогали профессионалам студенты кафедры реставрации монументально-декоративной живописи Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. Всего было задействовано около 30 специалистов.
Научная реставрация - вообще дело непростое, а в случае с Успенским собором особенно. Во-первых, сохранять наружную стенопись всегда сложнее, чем интерьерные росписи, - она испытывает все превратности климата. Во-вторых, Успенский собор строился как главный храм русского государства, здесь венчались на царство, позже короновались русские государи. Долгие годы он являлся усыпальницей московских митрополитов и патриархов, поэтому его стенопись переписывалась, неоднократно реставрировалась, и не всегда достаточно профессионально. В-третьих, на собор влияют грунтовые воды: белокаменные стены храма впитывают из почвы влагу с солями. На старинных фресках остаются не только следы потеков дождевой воды, грязь и трещины, но и так называемые высолы - белые пятна выступившей соли. Именно с этими повреждениями и предстояло работать реставраторам.
Живопись на восточной стене храма - самая большая по площади из всех росписей на фасадах Успенского собора и составляет 150 кв. м. В трех закомарах - так в архитектуре называют полукруглые завершающие поверхности стен на фасадах - расположены три композиции. Центральная имеет несколько наименований, чаще всего ее называют "Троица Новозаветная" или "Сопрестолие". На фреске изображена Cвятая Троица, композиция подчеркивает единство
Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа в замысле о создании и спасении мира.
В северной закомаре (по правую руку от зрителя) находится сложно трактуемая композиция "София - Премудрость Божия". В центре на престоле восседает ангел в красном облачении, который, по мнению богословов, являет собой символический образ Христа. По правую и левую руку от него находятся Богоматерь и Иоанн Предтеча.
В южной закомаре представлена композиция "Похвала Богоматери", которая прославляет Богородицу. В центре изображена сама Мария, вокруг предстоят ветхозаветные пророки со свитками в руках. Согласно православной традиции толкования текста Ветхого Завета, пророки предсказали явление Спасителя в мир. Кстати, во время последней реставрации надписи на свитках были исправлены: из-за недостаточной грамотности мастеров, которые в предыдущее столетие "ремонтировали" изображение, текст изобиловал ошибками.
Точную дату создания фресок, а тем более имя их автора, назвать невозможно, но установлено, что появились они не позднее середины XVII века. Более того, искусствоведы полагают, что живопись на фасадах Успенского собора с высокой степенью вероятности существовала со времени постройки храма, то есть с 1479 года.
- От первоначальной стенописи не осталось никаких физических свидетельств, - объясняет научный сотрудник Музеев Московского Кремля Ольга Захарова. - Существует основа живописи XVII века, которая, как считают ученые, может повторять то, что было изображено на фасадах в конце XV века.
Под основой живописи XVII века понимают авторскую живопись, скрытую под слоями более поздних записей. Новые изображения на авторские фрески наносили многочисленные "реставраторы" прошлых веков и иначе - поновители древней живописи. Под этим определением в современной науке фигурируют лжереставраторы, кто фактически пишет древнюю живопись заново, то есть фальсифицирует ее.
Настоящий профессиональный реставратор относится к памятнику культуры как к живому организму. Как и у человека, у артефакта есть рождение, зрелость, старость. Задача мастера - продлить жизнь, а руководствуется он тем же принципом, что и врач: не навреди.
- Реставратор - это доктор, он пришел и должен вылечить, насколько это возможно, подлинник, - говорит Ольга Захарова. - А поновитель может поверх небольшого подлинного фрагмента написать свое, и увидеть оригинал за чьей-то фантазией будет невозможно.
Реставраторы обязательно проводят исследование культурного объекта. Например, все поновления фресок Успенского собора ученые знают по архивным документам. Как известно из документов Оружейной палаты Кремля, к каждой коронации фрески возобновлялись.
В научно-реставрационном управлении работают квалифицированные специалисты, которые не просто моют и красят, а создают концепцию, методику работ. Эти профессионалы занимаются реставрацией древнерусской живописи в Пскове, Полоцке, Новгороде. К своей работе по сохранению подлинной древней стенописи они подходят не как к ремонту, а как к науке: главное - изучение памятника, планомерная работа, продумывание того, как будет выглядеть памятник после реставрации.
- Теоретически реставрация - это циклические работы, они требуются постоянно, - рассказывает Анна Валуева. - Необходимо непрерывно следить за состоянием памятника, делать профилактику в виде укрепления штукатурки, красочного слоя.
Своих "пациентов" мастера буквально "слушают", как доктор слушает больного. Полноценно понять проблему конкретной стенописи можно только после "простукивания" фрески. В разных местах росписи звук получается разный, в зависимости от того, отвалится ли вот-вот грунт с изображением или он крепко сцеплен со стеной. Чтобы "послушать" фреску, до нее надо добраться, а для этого нужна специальная машина с вышкой.
Собственными силами сотрудники музея могут произвести съемку хорошей оптикой - так они увидели, что живопись потеряла цвет, образовались высолы и пятнистость. Реставраторы дают гарантию на свою работу на пять лет. Последние профилактические работы на восточном фасаде проводились в 2002 году, и фрески уже несколько лет нуждались в реставрации.
Подобные работы всегда дорогостоящие: большая площадь изображений, многоярусные леса, которые надо поставить на весь объем росписи и на всю высоту фасада, организационные затраты. Специалисты МНРХУ и сотрудники Музеев Кремля мечтали провести реставрацию давно, но не хватало финансирования.
За три месяца реставраторы провели все необходимые работы. Так называемые "полотенца" - нижняя часть композиции, где изображены драпировки или орнаменты, - практически полностью были смыты дождями. Причем утрачена эта часть фресок уже несколько столетий назад. По небольшим фрагментам специалисты сумели реконструировать "полотенца", и теперь они восстановлены. Реставраторы укрепили штукатурку, удалили ветхие вставки, заменили их новыми, укрепили фрагменты древнего красочного слоя, устранили загрязнения. Живопись не перекрашивалась, а именно тонировалась в полном объеме.
Тонирование - это заполнение того места, где живопись не сохранилась, схожим, но более слабым, по сравнению с оригиналом, тоном. Таким образом реставраторы стремятся зрительно собрать изображение, но не вводят зрителя в заблуждение, что это сделано в древности. На фресках восточного фасада Успенского собора эти тонировки были сделаны заново.
Главная сложность в реставрационных работах была связана с большим количеством поновлений разного времени. Из набора фрагментов, которые разнились по цвету, необходимо было создать единое целое, составляющее комплекс изображений в трех закомарах. При этом важно соблюсти баланс, не внедряясь в произведение до такой степени, чтобы фактически писать его заново. Основой для работы реставраторов послужили остатки авторской живописи.
- Так как это Успенский, то есть центральный в Кремле, собор, живопись перенесла большое количество поновлений в XVII-XIX веках, а в прошлом столетии было много реставраций, - продолжает Анна Валуева. - Мы провели исследования, сделали пробные раскрытия до авторской живописи XVII века. Уровень ее сохранности невысокий, но мы получили объективные данные о сложной истории жизни этой стенописи. Это всегда усложняет работу, но и рассказывает о судьбе произведения.
Древняя настенная живопись - как слоеный пирог. Самая большая ценность для науки и искусства - первый авторский слой, подлинное изображение. На некоторых объектах Новгорода, Полоцка, да и Московского Кремля, реставраторы вообще не тонируют росписи, чтобы авторскую живопись было видно. Однако если убрать все, что делали поновители и реставраторы на протяжении веков, останется лишь светлая поверхность древнего грунта с рисунком, прочерченным иглой-графьей. Контур этого рисунка можно разглядеть, если только стоять рядом с произведением. Поэтому неискушенных зрителей нетонированная древняя живопись, как правило, не интересует. Успенский собор - особый случай: его убранство должно восхищать не только профессионалов-искусствоведов, но и любого посетителя Кремля.
Реставраторы МНРХУ давно связаны с Музеями Московского Кремля. Они уже занимались другими соборами Кремля - Благовещенским и Архангельским, церковью Ризоположения. Восстановления фресок на фасаде Успенского собора специалисты управления ждали так же, как и сотрудники музея. И очень обрадовались, когда помощь пришла от компании "Транснефть".
- Если будет возрождаться меценатство, у нас будет шанс сохранить культуру. Прекрасно, что у кого-то находится возможность, заинтересованность и желание что-то сделать для других, - говорит Анна Валуева.
Анна Валуева, реставратор первой категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ):
Живопись, как лоскутное одеяло, состоит из вставок и фрагментов разного времени. Наша главная задача - сохраняя историю, жизнь этого памятника, привести изображение в единообразное состояние.